Устройство и виды. Как работает и как выбрать

«Как научиться кататься на моноколесе?» – это достаточно распространенный сегодня вопрос, указывающий на высокую популярность инновационного транспортного средства.

Учитывая постоянно возрастающий интерес пользователей к прогрессивному девайсу, мы решили подробно рассказать, как овладеть искусством езды на нем, и при этом получить массу удовольствия от активно проведенного досуга.

Конечно же, у каждого человека обучение проходит по-разному, и если для одних достаточно 15 минут для того, чтобы почувствовать себя уверенно, до другие за таким занятием проводят не один час и даже не один день.

В данном случае все зависит от нескольких факторов, таких как физическая подготовка, предыдущий опыт езды на аналогичных устройствах, уверенность в собственных силах и т.д. На самом деле ничего сложно в том, как правильно управлять моноколесом, нет, хотя постараться все же придется.

Итак, для обучения вам потребуется:

  • защитные средства;
  • ремень безопасности;
  • опытный единомышленник (желательно);
  • хорошее настроение (обязательно).

Приступаем к практическим занятиям

Обучение начинают исключительно на ровной дороге с хорошим покрытием. Сначала нужно немного привыкнуть к новому гаджету, так сказать, познакомиться с ним поближе. Также определите ведущую ногу, для чего можно встать на землю и немного наклониться вперед. В данном случае устойчивость немного нарушится, и вы сделаете выпад одной ногой вперед, она и будет ведущей.

Перед тем как встать на моноколесо, опытные пользователи рекомендуют новичкам надевать специальную защиту на голени, а также воспользоваться ремнем безопасности, который в большинстве случаев идет в комплекте с унициклом. В некоторых случаях можно прибегнуть к помощи тренировочных колесиков, хотя это абсолютно не обязательно.

Встают на моноколесо всегда одной ногой, ведущей, прижимая голень к корпусу девайса, а второй отталкиваются от земли по аналогии с ездой на самокате. Очень хорошо, если в этот момент с вами будет рядом более опытный товарищ, который сможет помочь советом и надежным плечом.

Со временем вы будете увеличивать шаг, прежде чем поставить на подножку уницикла вторую ногу, и это будет свидетельствовать о постепенном приобретении нужного опыта. В том случае, если вы потеряете равновесие, лучше соскочить с колеса и удерживать гаджет за ремень, чтобы он не претерпел механических поломок.

Даже если с первого раза у вас что-то не получится, не стоит отчаиваться, ведь немного терпения и желание приведут вас к цели, даже не сомневайтесь. Если вы почувствовали усталость, дайте себе отдохнуть, после чего вы сможете приступить к занятию с новыми силами. К слову, не пытайтесь поднять включенный уницикл вверх, чтобы избежать его бесконтрольного вращения. Уже на следующем занятии, почувствовав себя увереннее, вы сможете отказаться от ремня безопасности, из-за которого руки находятся в постоянном напряжении. В данном случае руки можно расставить в стороны, что позволит более эффективно балансировать и удерживать равновесие.

Уже на третьем этапе вы будете четко понимать, как пользоваться моноколесом, и сможете выпрямиться, вставая на подножки, ведь изначально ездоки обычно немного сгибают колени и горбят спину. Как только ваше тело будет расслаблено, и вы почувствуете легкость, езда принесет вам настоящее удовольствие. С каждым днем расстояние, которое вы сможете преодолеть, будет увеличиваться, и вы сможете добираться до пункта назначения гораздо быстрее.

Как тормозить на моноколесе и выполнять повороты

Разумеется, правильно тормозить на уницикле не менее важно, чем разгоняться и маневрировать. Если вы знакомы с гиробордом, то быстро постигнете азы езды на моноколесе, ведь здесь также балансировка и маневрирование осуществляется за счет встроенных гироскопических датчиков, откликающихся на положение туловища.

Если вы надавите ступнями на переднюю часть педалей или корпуса, то моноколесо поедет вперед, а затормозит оно или поедет назад при надавливании ступнями на заднюю часть. Что интересно, у унициклов нет явной передней и задней части, а двигатель будет крутить механизм в ту сторону, в которую вы будете наклонять свой корпус.

Что касается поворотов, то они осуществляются при наклоне девайса в нужную сторону, при этом ездок может корректировать направление перемещения ногами для более резкой смены траектории движения. Перед тем как поворачивать на моноколесе, обязательно убедитесь в безопасности такого маневра, чтобы избежать столкновения с возможным препятствием.

Встреча

Нельзя сказать, что концепция моноколеса сразила меня совсем с нуля. В 2008 году я размышлял, не купить ли скутер, в районе 2012 присматривался к электровелосипедам. Обычный велосипед меня не интересовал, потому что до разных мест работы последние годы расстояние от дома составляло в районе 15 км, а знакомые и коллеги, которые ездили на велосипедах, преодолевали не больше половины этого расстояния. Самобалансирующиеся электрические устройства были мне известны, но совершенно не вдохновляли - сегвеи были дороги и громоздки, а широко распространившиеся в 2016 гироскутеры не могли решить задачу передвижения на большие расстояния по городу. Первый человек на моноколесе проехал мимо меня в мае 2016 года, его заметили из окна коллеги, но по каким-то причинам проигнорировал я. Можно восстановить дату, когда я узнал о моноколесах - 22 июля я прочитал пост в ЖЖ и стал копать в этом направлении. Аппарат выглядел компактным, очень стильным и способным довезти меня до работы и обратно. Спустя неделю просмотра роликов и фотографий я четко понял, что очень хочу этот вид транспорта.

Логика выбора

Как выбрать наиболее подходящую модель? Я старался действовать рационально, поэтому стал определять основные ограничения. Главным из них была возможность проехать 30 км на одной зарядке - возить с собой зарядное устройство и заряжать колесо дома и на работе было бы очень неудобно. По указанным в магазинах характеристикам формально впритык подошли бы колеса с емкостью батарей 340 Вт*ч, но китайским ваттам я не доверял ни капельки и решил применить понижающий коэффициент. В районе 500 Вт*ч моделей тогда не было, да и двойной запас выглядел разумной мерой предосторожности, так что минимально приемлемой становилась батарея 680 Вт*ч. Летом 2016 такие модели предлагали Kingsong и Gotway. И у первых был агрегат с совершенно шикарной эргономикой - выдвижной ручкой, фарами с обеих сторон, закрытым продуманным корпусом. Ну и иррационально меня привлекло вот это видео.

Вообще, подобные клипы прекрасно служат популяризации моноколес. Много позже мне написал человек, увлекшийся темой из-за уже моих роликов с покатушками . Вышедшая в начале 2016 года модель KS-16A уже морально устарела, но дизайн корпуса получился удивительно удачным, на его базе Kingsong создает новые колеса. По результатам эксплуатации выбор считаю правильным - 680 Вт*ч в моих условиях хватает на ~45 км, а эргономика действительно оказалась отличной.

Обучение

Следующий очевидный этап - научиться ездить. С одной стороны, любой, кто может стоять на ногах, может ездить на моноколесе - в обоих случаях мозг решает задачу поддержания неустойчивого равновесия. С другой стороны, это новый навык, которому надо учиться, поэтому, увы, встречаются люди, которым не хватило терпения. Особенно плохо будут обстоять дела, если учиться неправильно. Пока колесо было в пути, я посмотрел и почитал разные обучающие материалы, и был теоретически готов. Увы, практика показала, что выбранный способ обучения мне категорически не подходил, за неделю я застрял на попытках делать упражнение «длинный шаг» без видимого прогресса. Зато спустя два дня езды с опорой на плечо жены я поехал самостоятельно. Упражнения в видео полезны, но, но по моему опыту, лучший способ научиться - найти кого-нибудь и учиться ездить, опираясь на его плечо. Уже в этом году я научил кататься жену, и в ее случае тоже дело шло гораздо лучше с опорой. Хотя в интернете можно найти истории, как люди научились быстро и сами при помощи «длинного шага». Как минимум попробуйте, вдруг вам повезет?

Кривая наглости и безопасность

У многих возникает вопрос - безопасно ли ездить на транспортном средстве, у которого всего одно колесо? Воображение может рисовать страшные картины внезапно отключающегося на полном ходу колеса с последующим падением. Но реальный опыт показывает, что контроллер, поддерживающий равновесие, сгорает обычно на малой скорости в условиях наличия препятствий, и на десятки тысяч пройденных километров российского моноколесного сообщества есть буквально единичные случаи аварий на ходу, когда, например, сгорает датчик Холла (стоит в колесе для определения его положения контроллером). Лично у меня на 2300 км было четыре достойных упоминания падения, ни одно из них не было связано с отказом техники, и, благодаря защите, я сохранил в целости не только тушку, но и одежду. Вообще, как минимум по финансовым соображениям я всегда советую ездить в роллерной защите - купленная за тысячу рублей она сэкономила тысяч десять на не порванных джинсах, рубашках и куртках.

Первый случай попал на видео. В конце прогулки я заехал явно не туда, и, не успев выбраться, въехал в участок более мягкой и глубокой грязи, в котором колесо забуксовало и сбросило. В целом глубокий мягкий песок или грязь непроходимы для колеса, учитывайте это. Необходимо постоянно оценивать дорогу впереди, и лучше сбавить скорость, чем внезапно оказаться в опасности. Во влажную погоду нужно повышенное внимание, однажды я недооценил степень скользкости грязи, колесо повело, я сумел с ним справиться, но, все равно, ощущение не из приятных.

Во втором случае я возвращался затемно с работы. Прошел и растаял первый снег - сыро как после легкого дождя. В какой-то момент вижу, что еду параллельно небольшому уступу асфальта (слева чуть выше, справа чуть ниже). Успеваю подумать «так колесо будет цепляться боком покрышки об этот уступ, это неправильно, надо уходить вбок», может быть, даже начинаю поворачивать, как колесо вылетает из-под ног вправо, а я лечу вперед. Опять же спасибо защите - все царапины и потертости остались на ней.

В третьем случае причина была исключительно психологическая. Естественно, что первые поездки выполнялись медленно и осторожно. Затем с ростом уверенности начала увеличиваться скорость езды. К сожалению, управление весом на моноколесе настолько приятно, что провоцирует гнать быстрее и маневрировать активнее. Ну и дальше оставалось только подождать, когда это приведет к падению. На моей обычной дороге с/на работу есть длинный забор с проездами. Поскольку не видно, что за забором, то я всегда притормаживаю. Но, раз обычно там никого не оказывается, тормозить несколько обидно. Ну и в один прекрасный день я решил затормозить резко, чтобы, заодно, проверить маневренность колеса. Ну и проверил - подал на колесо слишком большую нагрузку («продавил») и на скорости больше 20 км/ч полетел рыбкой вперед. О том, что скорость в начале падения была большая я задумался еще до остановки - «что-то долго я по асфальту скольжу, пора бы и остановиться». И это падение тоже обошлось без каких-то последствий.

Ну и, наконец, четвертый случай является единственным падением в 2017 году и включен сюда из-за его поучительности, а не серьезности. Еду как-то раз по привычной дороге на работу, скорость где-то 25 км/ч. В одном месте участок старой плитки, подъезжая, думаю: «Что-то у нее цвет необычный… Песка насыпали что ли… А! Плитку сняли! Я ж сейчас в глубокий песок въеду и грохнусь! Надо тормозить и спрыгивать!» Ну и спрыгнул. Потерял равновесие, на остатках скорости упал в песок, защита на коленях и ладонях в песке и пыли, и снова никаких повреждений. Если бы ехал медленнее или же не решил аварийно прекращать движение, ничего бы не случилось - проехать там было можно.

Для охлаждения желания гонять и более адекватной оценки своих возможностей рекомендую регулярно читать тему «Падения и травмы» на форуме электротранспорта. Моноколес не стоит бояться, на них можно ездить долго и безопасно, но, в то же время, неосторожность или излишняя самоуверенность могут легко привести к травме. Будьте внимательны и ездите безопасно!

Зимовка



Если честно, конкретно в этот день был мягкий снег, и ехать было невозможно

Как это ни удивительно, но зима не является абсолютным препятствием для моноколеса. Да, нужно тепло одеваться, и далеко не все дороги остаются доступными, но ездить вполне можно. В принципе, можно ездить и не модифицируя колесо, но будут полезны следующие операции:

  1. Утепление батарей. Литий-ионные батареи могут разряжаться до -10, но вот заряжаться только не ниже нуля, а в моноколесе почти при каждом торможении включается рекуперация . К тому же, холодные батареи теряют емкость.
  2. Замена покрышки. На летних сликах можно ездить по снегу, но вот маневры на льду будут невозможны.
  3. Дополнительная гидроизоляция. Снег набивается в колесный отсек, а реагенты, которыми посыпают дороги, химически агрессивны.
Конкретно в моем случае зимой совершенно терялась возможность проехать на работу - на пути был путепровод и малолюдный участок, которые заметались намертво, а ездить по проезжей части оживленной магистрали не хотелось. Поэтому из всех вариантов я выбрал только утепление батарей - для поездок по паркам и прогулочных целей это казалось самым подходящим вариантом. Для утепления использовалась обычная теплолента, наматывающаяся вокруг батарей в два слоя.

Зимой батареи держались просто занимая все место в отсеке, а весной я убрал ленту и снова посадил батареи на двойной скотч.

Если вы живете в большом городе, то колесо возможно будет эксплуатироваться круглый год. Сейчас самое время понаблюдать за состоянием дорог - будут ли они пригодны для перемещения на колесе зимой.

Надежность

В принципе, моноколесо - довольно надежный агрегат, и можно долго ездить без поломок. В то же время вы участвуете в «аварийной лотерее». Например, у меня за все время ничего не случилось с контроллером (наиболее распространенный вид отказов), но зато выпала авария нового типа, появившаяся совсем недавно. Кроме этого были еще две потенциально неприятные ситуации.

В первом случае сгорел предохранитель. Прошел дождь, асфальт сырой, в воздухе очень мелкая морось. Проехав примерно сто метров от офиса до пешеходного перехода, я спешиваюсь, выдвигаю ручку и перехожу дорогу. На другой стороне дороги высокий бордюр, я поднимаю включенное колесо, как бы закидывая его на бордюр, так, что оно оказывается наклоненным в мою сторону:

Колесо раскручивается, касается бордюрного камня и продолжает крутиться, пробуксовывая (слышен звук трущегося колеса, и не чувствуется никакого давления на ручке). Колесо успевает пикнуть один раз и отключается. После этого нажатия кнопки питания ничего не дают.

Полезно знать: Если ваше моноколесо выключилось и не включается, то попробуйте покрутить непосредственно колесо руками. Если крутится с трудом и рывками, скорее всего вышел из строя контроллер. Если вращается свободно - проблема в чем-то другом.

В моем случае колесо вращалось свободно, и оставалась надежда, что сгорел предохранитель. Увы, конкретно на этой модели, чтобы до него добраться, нужно разбирать весь корпус. Кстати, для моноколес уже давно выпускаются обновления прошивок и приложения для телефонов. Конкретно на этой модели был баг, подававший излишний ток в определенных ситуациях, возможно, предохранитель сгорел из-за него. Спустя некоторое время вышла новая прошивка, где баг исправили.

Во втором случае был явно не мой день. Еду на работу и замечаю, что на кочках и при спрыгивании с бордюров раздается звук будто бы удара металла по металлу, причем, по ощущениям, на левой педали. Еду и думаю, пружина на педали сломалась, что ли? Колесо ведет себя хорошо, поэтому доехал 15 км до работы. Проверяю педаль - все выглядит нормальным. Вечером отправляюсь в обратный путь - звук раздается теперь на каждой кочке, явно что-то не в порядке. Не хочу рисковать, доезжаю до остановки, чтобы отправиться дальше автобусом. И тут колесо не выключается! Нажимаю кнопку еще раз - ноль реакции.

Знайте баги вашей модели! У ранних версий KS-16A очень редко колесо отказывалось выключаться. Правильные действия - не наклоняя вперед/назад, положить набок и ждать.

Сижу на остановке антирекламой моноколес, коротаю ожидание контролем времени и невеселыми размышлениями. Спустя 2-3 минуты колесо выключается. Включаю, вроде все ОК. Еду с остановки до дома - колесо работает, но металлический звук, похоже, стал еще хуже. Осматриваю колесо дома. Если ударять шиной об пол без нагрузки, звука нет. На левой половине мотор-колеса свежая круговая царапина. Влезаю на колесо, ставлю камеру и записываю видео - так и есть - левая стойка прогибается и цепляет корпус. Сначала я грешил на погнувшуюся педаль, но реальность оказалась хуже.

Что общего у моноколеса, паровоза и реактивного лайнера? Когда их начали активно эксплуатировать, там проявилась усталость металла. Диаметр оси был, скорее всего, выбран стандартный для какой-то другой техники, не учитывая нагрузки моноколеса. В результате на оси возникала усталостная трещина, которая разрасталась и в итоге ломала ось. У всех производителей, колеса которых активно и долго эксплуатировались, эта проблема проявилась в 2017 году. Ось выходила из строя обычно после первой тысячи километров, и, несмотря на то, что серьезными нагрузками можно было повысить вероятность отказа, происходил он случайно. Например, я катался аккуратно, прыгать не научился, был не самым толстым ездоком и все равно поймал эту проблему.

Тут самое место подчеркнуть, что, приобретая моноколесо, не пожалейте денег на покупку в магазине, дающем гарантийные обязательства. Новый контроллер стоит несколько тысяч, а мотор-колесо - примерно десять. В моем случае гарантия окупилась с лихвой - мне прислали на замену мотор-колесо. И тут началось новое веселье - дело в том, что производитель изменил спецификацию и с какого-то момента стал делать ось на два миллиметра толще. Это хорошо и правильно, потому что ось будет ломаться реже, но я сумел сорвать резьбу на креплении стойки педалей раньше, чем это заметил. В решении проблемы я пошел двумя путями сразу - старую стойку я отдал на нарезку большей резьбы и, параллельно, попросил выслать вторую пару стоек. Старые стойки сделали так себе, а когда приехали новые, выяснилось, что производители изменили пару размеров и там. В результате на несколько вечеров у меня появилось хобби - выпиливание по металлу и пластику. Новые стойки нужно было подпилить, чтобы на них можно было поставить старые педали.

А в крышках надо было пропилить отверстия под сместившиеся вниз отверстия в стойках.

Как ни удивительно, но собранное колесо включилось и прекрасно проехало с тех пор примерно 800 км. Ремонт занял у меня 2,5 месяца, с середины мая по конец июля. На всякий случай специально уточню - поскольку здесь повествование концентрировалось на проблемах, может показаться, что я недоволен моделью или фирмой-производителем. Это не так.

Кстати, обычное техническое обслуживание колеса минимально - протереть от пыли, проверить давление в камере (рабочее давление 2,5-3,5 атмосферы в зависимости от дорожных условий и личных вкусов), в городах, где активно сыпят реагенты в зимний период, помыть после поездки (поставить в ванну, направить душ на покрышку и чуть наклонить колесо).

Прочее

На фото в публикации виден ремень, которым колесо за ручку крепится к поясу. Необходимость этого приспособления спорна, но лично я считаю его полезным - в случае падения колесо не сможет далеко укатиться. Когда на моем маршруте есть участки, где слева оживленная трасса, а справа - откос на железную дорогу, желание не потерять колесо перевешивает повышенную с ремнем опасность травмироваться о колесо при падении.

Однозначно полезными приспособлениями являются:

  • Роллерная защита - да, я не устану напоминать о ее важности.
  • Велосипедный насос с манометром - удобнее, чем определять на ощупь.
  • Рюкзак - я возил и довольно тяжелые грузы, это было удобно.
  • Очки - насекомые, попадающие в глаз даже в октябре, - это печальная реальность.
  • Наушники с костной проводимостью - не закрывают ухо и не мешают прохожим, как динамики на колесе.
  • Обувь с плоской тонкой подошвой - но не переборщите, в сланцах ездить небезопасно.
  • Приложения для смартфона - родное от производителя, логгер WheelLog (совместим с самыми распространенными моделями), велосипедный трекер (мне нравится Urban Biker).
  • Отражатели и индикация для езды в темное время суток - не только повышают безопасность, но и прикольно смотрятся.
  • Кому-то нравятся еще велосипедный звонок и зеркало, но я не пользовался.

Заключение

Говорят, что влюбленность сохраняется примерно полтора года. Если это применимо к гаджетам, то в моем случае влюбленность явно переросла в любовь. Яркость увлечения немного угасла, но я по-прежнему убежден, что моноколесо - это один из видов транспорта будущего, причем, доставляющий больше всего удовольствия от езды.

04.12.2016 / 1725

Моноколесо - это еще один представитель плеяды современных электрических средств передвижения. Оно отличается универсальностью, компактностью, маневренностью и маленьким весом. Электроколесо прекрасно подходит для поездок на небольшие расстояния, удобно в транспортировке и хранении. Это экологически чистый вид транспорта, не загрязняющий атмосферу выхлопными газами.

Моноколесо обладает системой автобалансировки, для управления им используется перемещение центра тяжести ездока. Оно может подниматься в гору и спускаться с нее. Моноцикл великолепно справляется с асфальтом, тротуарной плиткой, утрамбованной землей. Опытные райдеры ездят по лесным тропинкам и перепрыгивают бордюры. Средние показатели устройств различных брендов следующие: вес 9-14 кг, скорость 12-35 км/час, ресурс поездки 10-50 км. Характерной отличительной чертой служит диаметр колеса, который измеряется в дюймах и соответствует 12, 14, 16, 18. Моноколеса оснащены рекуперацией, которая образующуюся при торможении энергию возвращает в аккумуляторную батарею, что способствует увеличению дальности поездки.

Моноцикл – это транспортное средство для молодых и активных людей. Оно не рекомендуется для детей в связи с высоким риском травматизма. Научиться кататься на моноколесе труднее, чем на гироскутере. Процесс обучения может составить от нескольких дней до нескольких недель. При этом на форумах часто встречаются рекомендации воспользоваться для обучения видео-уроками или услугами инструктора.

Устройство моноколеса

Внешне моноцикл – это колесо, заключенное в ударопрочный пластиковый корпус и снабженное с двух сторон складными подножками. Зато внутри спрятана сложная и многофункциональная начинка: электромотор, аккумуляторная батарея, процессор, гироскоп, датчики. Само колесо состоит из камеры, требующей периодического накачивания, и покрышки. В верхней части корпуса находится ручка для переноски, индикатор уровня заряда, кнопка включения, разъем для зарядного устройства.

В комплектацию моноколеса входят зарядное устройство, страховочный ремень, тренировочные колесики, насос. К разряду дополнительных опций относятся Bluetooth-колонки, FM-радио и подсветка. Поскольку при движении моноцикл почти не издает шума, в темное время суток в целях безопасности подсветка просто необходима. Длинная телескопическая ручка также является опционным аксессуаром. Она прикрепляется к устройству и облегчает его транспортировку – моноколесо можно катить, а не нести.

Скорость моноколеса

У любого моноколеса есть два скоростных режима: крейсерская (рекомендуемая) и максимальная скорость. Хотя в технических характеристиках и торговых обзорах практически всех моноциклов указывается максимальная скорость, вы никогда не будете ее использовать. Ездить вы будете на крейсерской скорости, исходя из которой, выделяют тихие моноколеса (12-14 км/ч), средние (18-20 км/ч) и быстрые (22-24 км/ч).

На крейсерской скорости педали моноцикла расположены горизонтально, что обеспечивает комфортное положение тела ездока. При ее повышении педали начинают отклоняться назад, вынуждая водителя изменить положение тела, переместить центр тяжести и вызвать снижение скорость. Отклонение корпуса моноцикла назад получило название «подъем педалей». При рекомендуемой скорости педали расположены параллельно горизонту, при ее превышении они начинают отклоняться назад, заваливая горизонт.

Все это время будет слышен прерывистый звуковой сигнал, громкость которого зависит от бренда и модели. Несмотря на включившуюся автоматику, можно продолжать увеличивать скорость, но для этого водителю придется сильно наклоняться вперед, чтобы компенсировать отклоняющиеся назад педали. Такое положение тела неудобное и довольно опасное. Когда скорость станет максимальной, прерывистый сигнал сменится монотонным зуммером. Дальнейшее увеличение скорости может вывести моноцикл из строя.

Потребность в использовании защиты (шлема, наколенников, налокотников) зависит от скорости устройства. Для тихих моноколес защита не нужна – в случае падения райдер почувствует, что споткнулся и пробежится вперед. Для средних и быстрых колес использование защиты во время поездок крайне желательно, поскольку при падении на скорости 20-22 км/час практически невозможно устоять на ногах.

Критерии выбора

Производством моноколес занимаются многие компании, только в Китае их насчитывается несколько десятков. Поскольку все устройства имеют одинаковую конструкцию, то внешние отличия заключаются в особенностях дизайна. Зато технические характеристики расположены в достаточно большом диапазоне. Каждый год модели моноциклов совершенствуются, становятся мощнее, быстрее и функциональнее. Для многих разработаны мобильные приложения, с помощью которых на экран смартфона выводятся показатели моноколеса, можно обновлять его прошивку, менять параметры настроек и создавать индивидуальный стиль езды.

Перед покупкой электроколеса необходимо определиться с его предназначением: каждодневное средство передвижения на короткие дистанции или веселое хобби по выходным. Следующим важным пунктом станет бюджет. Определившись с техническими характеристиками и ценовым диапазоном, можно выбирать бренды, дизайн и дополнительные опции. Среди технических характеристик моноколеса важными считаются четыре: диаметр, вес, скорость (постарайтесь узнать у продавца крейсерную) и емкость аккумулятора, от которой зависит дальность поездки.

Скорость

Тихие – крейсерские 12-14 км/ч при максимальных 18 км/час
средние - 18-20 км/ч при 20-22 км/ч
быстрые - 24-26 км/ч при 30-35 км/ч

Крейсерская скорость или скорость подъема педалей – важнейший показатель, которой при покупке моноколеса необходимо знать точно.

Емкость аккумулятора

Этот показатель напрямую связан с ресурсом поездки. Увеличение емкости также влечет за собой рост цены и веса изделия. Поэтому самым подходящим параметром будут средние значения емкости в диапазоне 240-340 Wh, которых хватит на 2-3 часа или 25-35 км.

Мощность мотора

Мощность мотора лежит в диапазоне 350-1200 Вт. От нее зависят скорость, время разгона и преодоление подъемов. Оптимальным будет значение в районе 800 Вт.

Диаметр колеса

Моноколеса выпускаются диаметром 12, 14, 16, 18 дюймов. От диаметра зависит вес устройства и удобство эксплуатации: большое колесо тяжелее, но легче в управлении. Также при выборе диаметра моноцикла необходимо учитывать вес пользователя. Оптимальным вариантом стали четырнадцатидюймовые моноколеса, которые подходят райдерам с весом от 50 до 100 кг. Ездокам, весящим более 100 кг, уже понадобится колесо диаметром 16 дюймов.


Вес зависит от многих причин (емкости аккумулятора, диаметра и пр.) и колеблется в диапазоне 9-16 кг. Нередко встречаются ситуации, когда устройство придется носить, и тогда предстоит прочувствовать каждый лишний килограмм. Почти все современный колеса, рассчитанные на 40 км поездки, весят 11-12 кг.

Цвет корпуса

Производители предлагают разнообразные цветовые решения, но наиболее предпочтительным является черный цвет. Что характерно, у многих брендов черные моноколеса стоят дороже. Дело в том, что при эксплуатации устройства неизбежно появление на корпусе царапин. Со временем в царапины забивается грязь, и на светлом корпусе они становятся очень заметны, придавая моноциклу неряшливый и грязный вид. В этом плане практичность черного цвета несравнима ни с чем – и царапины на нем почти не заметны, и черный маркер всегда поможет провести косметическую корректировку.

Резюме

Так какое же колесо выбрать, спросите вы? Отвечаем: текущего года, черное, диаметром 14 дюймов, с крейсерской скоростью 18-20 км/час, весом до 12 кг, мощностью мотора от 800 Ватт, емкостью аккумулятора от 240 Wh.

Обзор моделей моноколес

IPS I240+

Диаметр 14"
максимальная скорость 30 км/ч
вес 10,5 кг
ресурс поездки 25-30 км
емкость аккумулятора 240 wh
грузоподъемность 120 кг

На этой модификации от известного бренда IPS стоит корпус из улучшенного матового пластика повышенной износостойкости. Спереди и сзади на нем появились резиновые бамперы. У моноколеса есть мобильное приложение для смартфонов. С его помощью можно устанавливать стиль езды, крейсерскую скорость и другие настройки.

GotWay mcm4 HS

Диаметр 14"
крейсерская скорость 20 км/час
вес 12 кг
ресурс поездки 35-40 км
емкость аккумулятора 340 wh
грузоподъемность 120 кг

У этой модификации производители улучшили эргономику, добавили подсветку. При покупке можно выбирать цвет: черный, белый, карбоновый и емкость аккумулятора от 130Wh до 680Wh. Есть мобильное приложение и Bluetooth колонки. Резиновые вставки на педалях улучшают устойчивость райдера. Мягкие боковые накладки обеспечивают комфортное катание и улучшают управление моноколесом.

RockWheel GT14

Диаметр 14"
максимальная скорость 35 км/ч
крейсерская скорость 24 км/час
вес 12 кг
ресурс поездки 45 км
емкость аккумулятора 355 wh
грузоподъемность 120 кг

Быстрое и мощное моноколесо повышенной проходимости имеет мобильное приложение. Подножки покрыты противоскользящим покрытием.

Airwheel X3

Диаметр 14"
крейсерская скорость 12 км/час
вес 10 кг
ресурс поездки 20 км
емкость аккумулятора 130 wh и 170 wh
грузоподъемность 120 кг

Эта модель отлично подходит новичкам за счет высокой прочности, небольшой скорости и доступной цены. Обтекаемый корпус защищает электронную начинку от пыли и влаги. Подножки из авиационного алюминия. Есть индикатор уровня заряда и звуковая сигнализация при разрядке.

Ninebot One

Диаметр 16"
максимальная скорость 20 км/ч
вес 12 кг
ресурс поездки 25 км
емкость аккумулятора 240 wh
грузоподъемность 120 кг

Моноколесо обладает светодиодной подсветкой, которая при движении меняет цвет. Мобильное приложение дает возможность изменять цвет и ритм подсветки. Прорезиненные подножки обеспечивают устойчивость райдера. Уникальный дизайн дополняют двойные подушки для ног: мягкая сверху и прорезиненная внизу. Моноцикл Ninebot имеет собственную систему безопасности – в случае любой неисправности колесо начинает вибрировать и издавать звук.

FireWheel F528

Диаметр 16"
вес 14,7 кг
ресурс поездки 60 км
емкость аккумулятора 528 wh
грузоподъемность 120 кг

Устройство хорошо разгоняется, маневренное и легкое в управлении. Имеет 2 режима катания: спокойное и активное. В темное время суток кататься райдеру помогают фара и габаритные огни. Данную модификацию одинаково хорошо использовать как в городе, так и на природе. Моноцикл хорошо преодолевает грунт и дорожные неровности.

GotWay MSuper 18

Диаметр 18"
максимальная скорость 32 км/ч
вес 17,4-20 кг
ресурс поездки 70-80 км
емкость аккумулятора 680 и 850 wh
грузоподъемность 120 кг

Большой диаметр, рельефная покрышка и мощный двигатель обеспечивают этому моноциклу наилучшие ходовые характеристики и позволяют с легкостью преодолевать ухабы и бездорожье. Данная модификация подходит опытным райдерам для использования за городом и по шоссейным дорогам. Есть мобильное приложение, позволяющее изменять настройки и выбирать режим катания: мягкий, обычный, агрессивный.

Inmotion V5F

Диаметр 14"
максимальная скорость 25 км/ч
вес 12 кг
ресурс поездки 35 км
емкость аккумулятора 320 wh
грузоподъемность 120 кг

Качество и комфорт этой модификации на высшем уровне. В устройстве есть яркая передняя фара и габаритные огни, индикатор заряда, мягкие верхние накладки, мобильное приложение, высокие подножки с противоскользящим покрытием.

Solowheel Xtreme

Диаметр 16"
максимальная скорость 18 км/ч
вес 12 кг
ресурс поездки 25 км
емкость аккумулятора 155 wh
грузоподъемность 120 кг

Ударопрочный корпус обладает мягкими боковыми накладками для удобства ездока. Ребристые подножки не скользят и хорошо сцепляются с обувью. Большой диаметр колеса прекрасно компенсирует дорожные неровности и делает поездку невероятно комфортной. Безопасность катания в темное время суток обеспечивается за счет переднего габарита и заднего стоп-сигнала.

King Song 18

Диаметр 18"
максимальная скорость 25 км/ч
вес 18 кг
ресурс поездки 60 км
емкость аккумулятора 680 wh
грузоподъемность 150 кг

Большой диаметр колеса наделил устройство внушительными габаритами и грузоподъемностью. У моноцикла отличное сцепление с дорогой и высокий уровень комфортабельности благодаря компактному сиденью, которое крепится на ручку. Такая конструкция позволяет ездить сидя и с легкостью преодолевать дальние расстояния. Устройство оснащено подсветкой и Bluetooth колонками.

Как не зависеть от общественного транспорта, оставаясь мобильным и свободным в выборе маршрутов передвижения? Купить моноколесо! Например, . Со стороны такой транспорт выглядит опасным и неустойчивым – кажется, нужно прилагать неимоверные усилия, чтобы сохранять равновесие и не упасть с уницикла. На самом деле, конструкция моноколеса рассчитана на безопасную и приятную поездку, просто нужно понимать принцип работы устройства и приобрести некоторые навыки. И тогда можно не только катить по улицам, но и выезжать на грунтовые и травяные покрытия, получая наслаждение от неторопливой поездки.

Для многих такой вид транспорта – отличная альтернатива загруженным автобусам и трамваям при поездке на работу. Кроме этого, уницикл работает без выброса в атмосферу вредных паров, легко переносится и занимает совсем немного места в офисном помещении. Познакомиться с принципом работы и устройством моноколеса можно на примере NineBot by Segway One E+.

Корпус

Корпус моноцикла, состоящий из двух частей, изготавливается из высококачественных материалов, прочных и не склонных к деформациям. В модели корпусу придан футуристический дизайн, подчеркнутый круговой подсветкой. Цвет пластика может быть белым или черным, оба варианта смотрятся стильно и современно.

Некоторые производители применяют для моноколес прозрачный корпус или декорируют его цветовыми накладками. Пользователи считают более практичным корпус из матового пластика – на нем не так видны царапины и потертости, как на глянцевом. Снизу корпуса вмонтированы раскладные подножки из нескользящего материала. В нерабочем состоянии подножки утапливаются в боковые стенки.

Многие модели оснащают подножки маленькими выдвижными колесами. С таким приспособлением проще научится ездить на уницикле, а если есть страх потерять равновесие, то их можно использовать во время езды постоянно.

В Ninebot by Segway One E+ корпус практически полностью прикрывает колесо, что оберегает его от попадания внутрь грязи и мелких камней.

Наличие освещения и ходовых огней

Не каждая модель оснащена подсветкой, но в One E+ она имеется. Круговое расположение освещения синего цвета не только украшает дизайн модели, но и обеспечивает подсветку дороги в темное время и служит элементом ночного оповещения прохожих и автомобилистов.

Использовать уницикл без осветительных сигналов может быть опасно, особенно для подростков, не придающих внимания реальным опасностям на дорогах. Несмотря на то, что скорость моноколеса невысока, но ночью, в неосвещенных местах, водителям трудно идентифицировать человека на уницикле и принять правильное решение по скоростному режиму обгона или других маневров. Кстати, оснастить свою модель опознавательной подсветкой несложно - можно купить цветные led ленты и наклеить их по контуру колеса.

Накладки на корпус

Чтобы избежать повреждений ног с обеих сторон, в верхней части колеса приделаны резиновые или силиконовые смягчающие трение вставки. Они обеспечивают комфортную езду – если во время поворота нога соприкасается с корпусом, мягкие накладки не дают травмировать или ушибить косточки на ногах.

Кроме защитной функции, накладки выполняют роль – они делают модель более яркой и привлекательной. Накладки присутствуют не в каждой модели, поэтому перед покупкой лучше присмотреться к моноколесу и убедиться в их наличии.

Ручка и панель управления моноколесом

От конструкции ручки зависит удобство переноски тяжелого моноколеса. В модели Ninebot by Segway One E+ ручка выглядит как стильное и эргономичное продолжение корпуса – удлиненная рукоятка, повторяющая очертания колеса. Даже вес модели (14,2 кг), не кажется слишком тяжелым для подъема и переноса с такой конструкцией ручки.

Каждый разработчик моноколес придумывает собственный дизайн ручки. Некоторые из них достаточно удобны, с другими нести уницикл дискомфортно и тяжело. При ознакомлении с понравившейся моделью всегда следует подержать аппарат на весу и немного походить с ним, оценивая удобство транспортировки.

Обычно под ручкой располагается панель управления унициклом. Стандартно она включает в себя такие элементы:

  • Кнопку включения уницикла;
  • Экран с данными заряда аккумулятора;
  • Вставка для подключения зарядного устройства;
  • Включение подсветки.

Интересно : для некоторых моделей можно приобрести дополнительные аксессуары (например, телескопическую ручку, как на фото выше или ).

Аккумуляторная батарея

Элемент, от которого зависит дальность и скорость поездки на моноцикле – аккумуляторная батарея. Чем больше емкость аккумулятора, тем больший путь можно проделать без дозарядки батареи. Например, Ninebot by Segway One E+ оснастили сдвоенной батареей с общей емкостью 320 Вч. Ее хватает на 30 км пути, а заряжается она всего за три часа.

Для тех, кто постоянно использует уницикл для поездок на работу или ежедневных прогулок, нужно просто ставить свой аппарат на ночь на зарядку, как смартфон. Так как аккумуляторный блок подсоединен к индикатору заряда на панели управления, всегда есть возможность посмотреть степень зарядки.

Хотя большая емкость аккумулятора предполагает больший вес, здесь на батарее экономить не стоит. Купив колесо с малоемкостным аккумулятором, придется все время рассчитывать свои недолгие поездки и рисковать остаться с разряженным девайсом на полдороге к дому или работе. Если такая неприятность в пути произошла, то всегда можно воспользоваться внешним аккумулятором, купленным дополнительно. Он подсоединяется к разъему для зарядки и передает свой заряд батарее.

Применяемые в моноколесе батареи отличаются хорошей переносимостью низких температур. Хранят унициклы с аккумуляторами, заряженными на 60% и при температуре 20-25 градусов. Резкие температурные изменения вредны для аккумуляторов, как и повышенная влажность.

Электромотор

Наиболее мощными считаются унициклы с электромотором в 1000 и больше Вт. Средний показатель для нормального хода считается 500 Вт, именно такой двигатель установлен в Ninebot by Segway One E+.

Устройство двигателя моноколеса стандартное: по периметру внутри колеса и на внешней стороне располагаются электромагниты. Под действием электромагнитной индукции приводится в действие ротор двигателя и запускает моноколесо. Так как двигатель встроен непосредственно в колесо моноцикла, корпус аппарата выглядит аккуратно и обладает хорошей аэродинамикой.

Приложение

Контролировать свой аппарат можно с помощью приложений, разработанных для iOS и Android. Здесь доступны такие функции:

  1. Скоростной режим поездки;
  2. Расстояние (как общее, так и с момента последнего подключения);
  3. Информационные данные по модели моноколеса;
  4. Степень заряда и емкость аккумулятора;
  5. Диагностика аппарата;
  6. Предупреждения о повреждениях;
  7. Противоугонный контроль;
  8. Общение и обмен информацией в социальных сетях.

Работать с приложением несложно. Скачанная на телефон, программа при открывании быстро синхронизируется с унициклом и выдает регистрационные данные, марку и модель выбранного моноколеса. Вся остальная работа ведется через смартфон – задаются режимы поездки, регулируется освещение, подается звуковой сигнал.

Как работает моноколесо (+гироскоп)

Уницикл оборудован множеством разнообразных датчиков, основными из них являются гироскопы. Именно они удерживают моноколесо в вертикальном состоянии и реагируют на положение тела водителя. Если ездок слишком сильно отклоняется назад или вперед, то система гироскопов возвращает наклон колеса в противоположную сторону.

При наклоне туловища вперед водитель придает больше усилий передней части педалей, и уницикл набирает скорость. Откинувшись назад и усилив давление на заднюю часть подножки, водитель замедляет ход моноколеса. Таким образом, гироскопы фиксируют изменение центра тяжести, запускают электромагнитное поле, совмещая полюса магнитов (одинаковые полюса – движение вперед, разные – назад). Поворачивают колесо наклонами корпуса в сторону. Чем резче и сильнее будет наклон, тем более резко будет осуществлен поворот.

При контролируемом гироскопами движении вперед-назад водителю остается держать равновесие при боковом заваливании. Такое же умение и навык требуется при езде на велосипеде.

Начинать обучение и почувствовать работу гироскопической системы следует не спеша, постепенно прощупывая приложение усилия на педали сначала одной ногой, запоминая движения и степень нажатия, потом двумя. Становясь на колесо обеими ногами, лучше иметь рядом поддержку или делать это возле стены, за которую можно придерживаться.

Уникальность этого средства передвижения заключается в конструктивных особенностях, призванных обеспечить безопасность водителя. При слишком опасном уровне наклона тела гироскопы мгновенно фиксируют ситуацию, давая команду электромотору колеса ускорить ход, подъезжая под человека и не давая ему упасть. В любом случае, во время обучения лучше приобретать навыки удержания равновесия на небольших скоростях и не пренебрегать защитными накладками и шлемом.

Будущее – за индивидуальным электротранспортом

Электровелоиспеды, унициклы и гироскутеры давно не считаются диковинкой и все чаще появляются на улицах и в парковых зонах. Это не удивительно – они не только безопасны для экологии, но и заменяют общественный транспорт, дарят мобильность и комфорт передвижения. Несколько дней обучения на моноколесе – и можно ехать по городу, слушая музыку и наслаждаясь свободой.

Главное – правильно подобрать устройство, изучить при покупке ключевые характеристики и параметры уницикла. Посмотреть показатели описанной модели можно в таблице ниже:

рейтинг: 5 голосов: 1

Устройство моноколеса

До того как мы начнем рассматривать принцип работы моноколеса, разберемся как оно устроено . Рассмотрим по отдельности его основные составляющие элементы.

1) Внешняя часть

1.1) Корпус

Корпус моноколеса изготовлен из высокопрочного пластика, устойчивого к ударам и деформациям.

1.2) Раскладные педали

В нижней части корпуса расположены раскладные педали (подножки) для ног. Некоторые модели моноколес снабжены магнитной фиксацией подножек. При подъёме подножки моноколеса, она автоматически примагничиваются к корпусу.

1.3) Удобные накладки на корпус

Во время поездки на моноколесе, корпус устройства фиксируется ногами (голенная часть) пользователя.
Для создания комфортной поездки, на боковых плоскостях корпуса, установлены специальные накладки, изготовленные из силикона, резины или другого мягкого материала.

1.4) Ручка и панель управления моноколесом

В верхней части корпуса расположена удобная ручка для транспортировки моноколеса. Под ручкой, на верхней плоскости корпуса, расположен разъем для подключения зарядного устройства, кнопка для включения и выключения моноколеса, а также индикаторное табло заряда аккумулятора.

2) Внутренняя часть

Внутри корпуса заключено одно единственно колесо, состоящие из покрышки (давление в покрышке лучше поддерживать на уровне 2,4 до 3.1 атмосферы), обода, оси и спиц. Верхняя часть колеса расположена внутри корпуса.

Также внутри корпуса расположены: аккумуляторные батареи, электромотор, гироскоп, и материнская плата (компьютер) управляющая гироскопами.

2.1) Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея моноколеса представляет собой туго изолированный блок аккумуляторов подключенных к компьютеру. При помощи компьютера происходит управление процессом разряда и заряда аккумулятора.


Чаще всего используются литий-ионные аккумуляторы фирм: Samsung, Panasonic, Sony.

Дальность хода моноколеса варьируется в зависимости от модели. От 15 км до 65 км на одном заряде. Моноколесо способно развивать скорость до 25 км/ч. Заряжается моноколесо очень быстро, для накопления полного заряда требуется всего 50 - 100 мин.
К примеру, Вы проехали на моноколесе 50 км, что уже не мало (диаметр Москвы ~40 км), решили отдохнуть и заодно подзарядили моноколесо. Подкрепились и снова в путь! Ресурс аккумуляторной батареи моноколеса также очень высок: 1500 - 2000 перезарядов.

Немало важным достоинством моноколес является устойчивость аккумуляторной батареи к низким температурам. Моноколесо почти не теряет заряд при поездке на холоде.

Многие модели моноколес оснащены рекуперативной тормозной системой, это позволяет значительно экономить заряд батареи. При торможении, спуске со склона или замедлении моноколеса будет происходить подзарядка аккумулятора.

2.2) Электромотор и гироскоп

В движение моноколесо приводится за счет электромотора с магнитным подшипником. Во внутреннем периметре колеса расположен массив катушек (электромагниты). На внешнем периметре закреплены магниты. При помощи электромагнитной индукции ротор приходит в движение.

Внутри моноколесо установлены датчики балансировки, поддерживающие нужно положение моноколеса в пространстве. Схожая технология используется в Сигвеях, но в отличие от двух колесных Сегвеев здесь колесо всего одно. Поэтому моноколеса снабжены дополнительными датчиками, контролирующими боковые перемещения и позволяющими моноколесу не падать на бок.

Принцип работы моноколеса

Управлять моноколесом очень просто. Большая часть работы Вашего тела выполняется на уровне интуиции. При наклоне корпуса тела вперед моноколесо ускоряется, при наклоне назад замедляется. Это происходит благодаря действию гироскопических датчиков, которые улавливают перемещение центра тяжести Вашего тела и, подавая сигнал на двигатель, удерживают колесо в вертикальном положении.

Сначала гироскопические датчики определяют положение моноколеса в пространстве. Затем компьютер считывает сигналы с датчиков и подает команду направить ток с аккумулятора на катушку (электромагниты) ротора. Вследствие чего возникает электромагнитное поле, воздействующее на магниты, закрепленные на внешнем контуре колеса.


У каждого магнита есть свои полюса: северный и южный. При взаимодействии одинаковых полюсов (юг-юг, север-север) магниты отталкиваются, если же взаимодействуют разные полюса (север-юг и юг-север), магниты притягиваются друг к другу.

Моноколесо начинает движение вперед, если магниты находятся в положении север-север, юг-юг. При наклоне корпуса пользователя назад, происходит смещение центра тяжести тела. Гироскопические датчики улавливают это изменение и подают сигнал на компьютер. Компьютер в свою очередь передает команду на изменение направления тока проходящего через электромагниты. Это влечет за собой смену полюсов на электромагнитах, создавая пары север-юг, юг-север. И моноколесо начинает ехать назад.

Вывод

Благодаря своему строению моноколесо обладает рядом преимуществ по сравнению с обычным транспортом. Компактность это главное его достоинство. Моноколесо можно взять с собой в метро или автобус, поместить в рюкзак или багажник машины, принести в торговый центр или офис.

К тому же моноколесо экологичный, быстрый и тихий персональный транспорт. А в отличие от Сегвея, путешествуя на моноколесе, Ваши руки всегда остаются свободными. Удобно говорить по телефону, выгуливать собаку или укрываться зонтом от дождя!

Моноколесо это транспорт будущего!