Воздух в отопительной системе является препятствием для ее нормального функционирования. С этой проблемой жители квартир и домов сталкиваются, как правило, в начале отопительного сезона. Шум в трубах, холодные батареи, коррозия металлических элементов – вот результат образования воздушных пробок. И это случается даже с идеально спроектированной и правильно смонтированной системой отопления. Почему так происходит и для чего необходимо своевременно производить удаление воздуха из системы отопления – об этом пойдет речь в данной статье.
С понятием «воздушные пробки» знакомы многие наши соотечественники. Об этом явлении вспоминают в начале отопительного сезона, когда в дома пускают тепло, а в квартирах верхних этажей часто батареи не нагреваются или нагреваются только в нижней части, а в верхней – абсолютно холодные. Откуда появляется воздух в трубопроводах? Причин завоздушивания может быть несколько:
Поскольку один или несколько из перечисленных факторов могут присутствовать во многих домах, то обязательно встает вопрос удаления воздуха в системе отопления. Эту операцию можно выполнить различными способами. Все зависит от того, с какой циркуляцией теплоносителя имеем дело – естественной или принудительной.
Стравить воздух из отопительной системы с естественной циркуляцией можно при помощи расширительного бака
В отопительных системах с принудительным режимом циркуляции теплоносителя в самой высокой точке устанавливают воздухосборник, специально предусмотренный для спуска воздуха. В этом случае подающий трубопровод прокладывают с подъемом по курсу движения теплоносителя, а поднимающиеся по стояку пузырьки воздуха удаляются через воздушные краны (их устанавливают в самых верхних точках). Во всех случаях обратный трубопровод необходимо прокладывать с уклоном в направление слива воды для ускоренного опорожнения при необходимости ремонта.
Воздухоотводчики бывают ручными и автоматическими. Ручные воздухоотводчики или краны Маевского имеют небольшие размеры. Их устанавливают обычно на торцевой части радиатора отопления. Регулируют кран Маевского с помощью ключа, отвертки или даже вручную. Так как кран небольшой, то и его производительность небольшая, поэтому его применяют только для локального устранения воздушных пробок в отопительной системе.
Воздухоотводчики для системы отопления бывают двух типов: ручные (кран Маевского) и автоматические (работают без участия человека).
Второй тип воздухоотводчиков – автоматические – работают без вмешивания человека. Их устанавливают как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. Они имеют высокую производительность, но обладают достаточно большой чувствительностью к загрязнениям в воде, поэтому их монтируют вместе с фильтрами и на подающих трубопроводах, и на обратных.
Автоматические воздухоотводчики устанавливаются в по линии трубопроводов в разных точках. Тогда сброс воздуха из каждой группы устройств производится отдельно. Многоступенчатая система обезвоздушивания считается самой эффективной. При правильной прокладке и грамотном монтаже труб (под нужным уклоном) вывести воздух через воздухоотводчики будет просто и беспроблемно. Удаление воздуха из труб отопления связано с увеличением расхода теплоносителя, а также с возрастанием давления в них. Падение давления воды свидетельствует о нарушении герметичности системы, а температурные перепады – о наличии воздуха в радиаторах отопления.
Как можно понять, что в радиаторе есть воздух? Обычно на наличие воздуха указывают посторонние звуки, такие как бульканье, протекание воды. Для обеспечения полноценной циркуляции теплоносителя нужно обязательно удалить этот воздух. При полном завоздушивании системы нужно определить сначала места образования пробок, постукивая молотком по отопительным приборам. Там где есть воздушная пробка, звук будет более звонким и сильным. Воздух собирается, как правило, в радиаторах, установленных на верхних этажах.
Поняв, что воздух в отопительном приборе присутствует, следует взять отвертку или ключ и подготовить емкость для воды. Открыв термостат до максимального уровня, нужно открыть клапан крана Маевского и подставить емкость. Появление легкого шипения будет означать, что воздух выходит. Клапан держат открытым до тех пор, пока не потечет вода и только после этого закрывают.
Ликвидация воздушной пробки в отопительной батарее при помощи установленного на ней крана Маевского: клапан открывают специальным ключом или вручную и держат открытым до появления воды
Бывает, что после проведения данной процедуры батарея греет недолго или недостаточно хорошо. Тогда ее нужно продуть и промыть, поскольку скопление в ней мусора и ржавчины также может стать причиной появления воздуха.
Если после спуска воздуха батарея по-прежнему плохо нагревается, попробуйте слить примерно 200гр теплоносителя, чтобы убедиться в полном удалении воздушной пробки. Если не помогло, но надо продуть и промыть радиатор от возможно скопившейся грязи
Если и после этого нет улучшений, нужно проверить уровень заполнения отопительной системы. Воздушные пробки могут также образоваться на изгибах трубопроводов. Поэтому важно в процессе монтажа соблюдать направление и величину уклонов разводящих трубопроводов. В местах, где уклон по какой-либо причине отличается от проекта, дополнительно устанавливают воздухоспускные вентили.
В алюминиевых радиаторах воздушные пробки образуются более интенсивно по причине плохого качества материала. В результате реакции алюминия с теплоносителем образуются газы, поэтому их необходимо регулярно удалять из системы. В таких ситуациях рекомендуют заменить алюминиевые радиаторы приборами из более качественных материалов с антикоррозионным покрытием и установить воздухоотводчики. Чтобы обогрев комнат был нормальным, перед заполнением отопительной системы водой необходимо своевременно позаботиться об удалении из нее воздуха, препятствующего нормальному движению теплоносителя, и тогда зимой в вашем доме будет тепло и уютно.
Воздух в системе отопления затрудняет циркуляцию теплоносителя, в результате чего теплоотдача радиаторов и других отопительных приборов падает. Воздушная пробка является одной из наиболее распространенных причин снижения эффективности приборов отопления.
Современные радиаторы оснащаются краном Маевского, при помощи которого можно развоздушить отопительный прибор.
Причин может быть множество, вот только основные их них:
Примечание! В многоэтажных домах чаще всего воздушные пробки образуются в квартирах на последних этажах, ведь воздух всегда «стремится» в верхние участки отопительной системы.
Причины образования воздуха в системе отопления понятны, но как его удалить? Ведь если оставить все как есть, это может привести к коррозии отдельных элементов системы, а также к преждевременному выходу из строя циркуляционного насоса отопления.
Во-первых следует найти место, где находиться воздушная пробка. Для этого понадобится маленький молоток или любой другой металлический предмет, при помощи которого следует простучать трубопровод. По звучанию металла находим расположение воздушной пробки. Там, где находиться воздух, звучание будет, как у пустотелой металлической емкости, т.е. более звонкое. Чаще всего завоздушивание происходит в верхних участках системы отопления.
После обнаружения воздушной пробки, следует открыть воздухоотводчик и держать его открытым до тех пор, пока не побежит вода. Перед тем, как развоздушить систему отопления рекомендуется поставить под воздухоотводчик емкость для слива теплоносителя.
Как правило, после удаления воздуха из системы, радиаторы начинают греть в нормальном режиме. Если же этого не произошло, рекомендуется промыть систему отопления.
Кран Маевского в верхней части регистра отопления.
Удаление воздушных пробок производится при помощи:
Примечание! При стравливании воздуха через воздухоотводчик, давление в работающей системе может падать, т.к. после ухода воздуха освобождается занимаемое им пространство. В этом случае необходимо долить в систему теплоноситель, до тех пор, пока давление не нормализуется.
Еще на стадии проектирования отопительной системы необходимо установить все элементы таким образом, чтобы обеспечить свободное, беспрепятственное «хождение» воздуха, который образуется при нагреве теплоносителя.
Все замкнутые системы обязательно оснащаются воздухоотводчиками.
Сепаратор воздуха и шлама Honeywell HF49.
В закрытых системах отопления могут применяться сепараторы воздуха, которые позволяют полностью очистить теплоноситель, как от растворенного воздуха, так и от воздуха в виде мелких и крупных пузырьков. Конструкция сепаратора позволяет задерживать и удалить частицы воздуха.
otoplenie-guide.ru
Монтаж отопления в доме не является самоцелью. Обогрев должен обеспечивать нужную температуру во всех помещениях. Но даже правильно спроектированная и собранная система порой не работает. Вызвано это бывает отнюдь не отказом оборудования. Обыкновенный воздух в системе отопления – вот зачастую причина всех недоразумений и забот. Именно он вызывает посторонние шумы при работе обогрева и недостаточную эффективность, а то и полную его неработоспособность.
Воздух в отопительной системе одна из причин нарушения теплообмена Работа водяной системы отопления основана на циркуляции горячей воды и передаче части тепла в радиаторы для обогрева помещений. Когда появляется воздух в системе отопления дома (это еще называют завоздушиванием), то нормальная циркуляция теплоносителя нарушается. Результат подобного явления достаточно неприятен и может вызвать:
уменьшение (иногда частичное) циркуляции. Когда происходит завоздушивание системы отопления, то оно вызывает снижение эффективности ее работы и перерасход топлива;
Казалось бы, все делается герметичным, и вполне резонно прозвучит вопрос – откуда воздух в системе отопления? Однозначно ответить достаточно сложно, таких причин множество, из них стоит отметить:
Отсутствие специальных автоматических устройств (воздухоотводчиков), автоматически отводящих воздух из системы, или их некорректная работа;
Изложенные выше причины завоздушивания системы отопления не охватывают всех возможных ситуаций, когда и каким образом это может произойти. Но они позволяют понять, почему завоздушивается система отопления, и своевременно принимать меры по исключению подобного явления.
Места установки воздухоотводчиков
Здесь надо рассматривать несколько ситуаций – при заполнении системы теплоносителем и при ее эксплуатации. В ее конструкции должны быть предусмотрены воздухоотводчики и краны Маевского, позволяющие выполнить развоздушивание системы отопления. Приведенные рекомендации относятся к закрытой системе с принудительной циркуляцией.
Ставятся они в критических местах, таких как перегибы трубопроводов или наиболее высокие их точки расположения. Во многих случаях, когда постоянно завоздушивается система отопления, они помогают справиться с этой проблемой. Бывают ручные и автоматические.
Автоматический воздухоотводчик | Ручной воздухоотводчик |
Проводится снизу вверх холодной водой. При этом должны быть открыты все краны, кроме тех, что работают на спуск воды. Благодаря такому заполнению завоздушена система отопления не будет, по мере подъема вода будет выдавливать из нее воздух. Наполнение проводится плавно, при резком подъеме воды возможно образование замкнутых объемов и образование воздушных пузырей.
Как только вода пошла через открытый кран, его закрывают, и так постепенно поднимаются выше, пока не будет заполнена вся система. После этого вполне можно запускать насос, если все сделано правильно, то будет происходить циркуляция, и не нужно ломать голову, как прокачать систему отопления.
Однако при всех принятых мерах, образование пробок возможно и в процессе эксплуатации. Причины, почему воздушит систему отопления, рассмотрены выше, и повторно возвращаться к ним мы не будем. Однако рассмотреть, как правильно развоздушить систему отопления при ее эксплуатации, необходимо.
Когда стоит такая задача, то надо действовать следующим образом:
Ищется точка, расположенная выше по ходу движения теплоносителя, в которой имеется кран Маевского, через который можно выпустить воздух.
Это универсальный, стандартный алгоритм действий, который позволяет не задумываться, как устранить завоздушивание системы отопления.
Работа обогрева любого дома во многом зависит от правильного его монтажа и обеспечения необходимых условий в процессе работы. Одним из них является отсутствие воздуха в системе отопления. Использование нужного оборудования и грамотная эксплуатация создадут предпосылки для длительной и безотказной ее работы.
otoplenie-doma.org
Отопительная система, работающая на жидком теплоносителе, легко завоздушивается при отсутствии превентивных мер. Перепады давления, ремонт, концентрация кислорода в горячей воде - становятся источниками, откуда постоянно появляется воздух в трубах. Его наличие ухудшает работу всей системы и выводит ее из строя.
Скопившийся воздух снижает теплоотдачу отопления, по причине ухудшения циркуляции теплоносителя или полной его остановки. Потеря результативности системы приводит к нерентабельности ее эксплуатации. Вот несколько основных проблем, которые вызывает завоздушивание:
Следствием постоянно скапливающегося воздуха становятся такие неприятные явления, как холодные помещения и неоправданное увеличение показателей расхода, поскольку затрачиваемые на нагрев теплоносителя ресурсы используются неэффективно.
Когда воду в контуре воздушит, ее циркуляция производит постоянный шум в квартире. От движения воздуха берется вибрация, приводящая со временем к неисправности стыковые соединения и ослаблению резьбовых контактов.
Присутствие кислорода в отопительном контуре вызывает серьезные коррозийные разрушения. Как следствие, в отдельных местах появляется микротрещина и подтекает вода.
Основные причины завоздушивания:
Особенное внимание следует уделять процессу заправки отопительного контура теплоносителем. При неправильном подходе к делу, при слишком быстром наполнении системы, жидкость воздушит. Кислород растворяется в воде, наполняя ее пузырьками. Через некоторый промежуток времени, воздух собирается в отдельных местах, создавая пустоты, блокирующие нормальное функционирование приборов отопления.
Не только искусственные причины влияют на появление кислорода. Система воздушится также от физического свойства горячей воды выделять воздух. В отопительный контур попадает растворенная в жидкости газовая смесь.
Количество последней определяется видом используемого теплоносителя, который берется при наполнении и подбавке. В холодной жидкости содержится воздух от 30 г на тонну. Водопроводная вода объемом в 7 м3 выделит при увеличении температуры с 10 до 95 °С около 0,20 м3 газа. Этого количества хватит, чтобы закупорить трубопровод диаметром 0,5 см на расстояние более 100 м. Такая воздушная подушка приведет к полной блокировке системы отопления, почему и требует заблаговременного предупреждения.
Факт! Деаэрированная вода предпочтительней для заполнения. Однако, она с течением времени производит химическую реакцию с ржавеющим железом, выделяя водород. Его объем также становиться значительным. Литр водородного газа образуется при коррозии всего 1 см3 металла.
Используется несколько приборов для профилактики завоздушивания системы:
Кран Маевского использует физическое свойство воздуха подниматься поверх воды благодаря более легкому весу. Воздух удаляется путем стравливания через открытый кран. Устанавливается в отоплении двумя способами. Либо берется при конструировании батарей для самостоятельного спуска жильцами, либо монтируется только на чердак, где находится самая верхняя точка здания. Там происходит скапливание всего воздуха, откуда он удаляется через кран. Такая конструкция удобна для обслуживающего отопительную систему персонала в многоквартирных домах, поскольку позволяет не беспокоить жильцов.
Сепаратор воздуха, пропуская через себя воду, отделяет растворившийся воздух и самостоятельно его удаляет. Может устанавливаться на любом этаже.
Автоматический воздухоотводчик в отоплении работает самостоятельно. В нем помещается поплавок с прокладкой. В верхней части имеется отверстие, откуда выходит воздух. После удаления всего газа из механизма под давлением воды поплавок поднимается, и прокладка закрывает отверстие, блокируя выход жидкости.
Совет! Воздух появляется также путем выделения из теплоносителя при слабом гидравлическом давлении, особенно в верхних этажах системы отопления. Устранить газообразование помогает избыточное увеличение давления в отдельных частях контура, особенно подверженных риску завоздушивания.
domotopim.ru
Попавший в систему отопления воздух может привести к ряду негативных последствий, влияющих на работоспособность отопительного оборудования и отопительной системы в целом. К нам часто обращаются клиенты с неисправностями в работе системы отопления, такими, как плохой нагрев некоторых радиаторов в доме, появлением шума в трубах или, даже, прекращением циркуляции в отопительных контурах. И чаще всего виной всему попавший в систему воздух. Так почему же в системе отопления появляется воздух и как устранить эту проблему? На эти и другие вопросы будем отвечать в данной статье.
В водяных отопительных системах нередко появление проблемы, приводящей к ухудшению циркуляции воды внутри контура. Проблема имеет конкретное название – завоздушивание в системе отопления. Бесперебойная работа водяного отопления построена на принципах циркуляции горячей воды (теплоносителя) внутри контура и теплоотдачи через радиаторы, которые обогревают помещения. Воздух в системе приводит к появлению воздушных пробок и, как следствие, к неэффективному функционированию всей системы из-за снижения теплоотдачи.
Чтобы приступить к решению проблемы, надо установить причины появления воздуха: естественные или искусственные. К естественной причине относится завоздушивание системы вследствие свойства нагретой воды выделять воздух. Чем выше температура теплоносителя, тем больше выделяется воздушных пузырьков. По физическим законам скопление пузырьков происходит в верхней части контура, та как воздух легче воды.
Остальные причины считаются искусственными. Полный перечень привести сложно, но основными причинами принято считать следующие:
Нарушение теплопередачи из-за воздушных пробок неприятно для жильцов, которые платят за отопление, а по факту получают заниженную температуру внутри помещений. Но это не единственный минус, есть другие негативные последствия:
Совокупность всех последствий влияет на рабочие возможности и общий эксплуатационный срок как отдельных элементов, так и всей отопительной системы.
Завоздушивание может возникнуть при наполнении системы теплоносителем и в ходе эксплуатации. Ситуации разрешаются по-разному, но сводится все к спуску воздуха с помощью клапанов и кранов, вмонтированных в систему.
Заполнение закрытой системы с принудительной циркуляцией должно происходить в определенной последовательности, чтобы исключить образование воздушных пробок. Подача холодной воды осуществляется снизу вверх, краны для отвода воздуха оставляют открытыми, закрывают только те, что установлены для спуска воды. Поднимаясь, теплоноситель выдавливает воздух через открытые клапаны и краны. Как вода начинает бежать через кран, его закрывают. Так постепенно, обязательно плавно, наполняют систему водой. Насос запускают, когда контур полностью заполнен теплоносителем.
Для спуска воздуха используют ручные или автоматические воздухоотводчики, сепараторы воздуха. Понятно, что установка ручных воздухоотводчиков подразумевает сброс воздуха обслуживающим персоналом или жильцом квартиры (дома). Встречаются такие воздухоотводчики в обычных жилых домах в помещениях верхних этажей или на техэтажах. Кран Маевского известен многим жильцам старых многоэтажек, которые каждый отопительный сезон самостоятельно сбрасывают накопившийся воздух. В новых домах практикуется монтаж ручного спускного клапана на технических этажах.
Автоматическая система воздухоотвода работает обособленно от человеческого участия. Принцип работы автоматических воздухоотводчиков одинаков. В корпусе воздухоотводчика находится поплавок, на который попадает вода. Поплавок давит на подпружиненный шток, открывая доступ вовне. Корпус постепенно заполняется теплоносителем, поплавок давит на шток и перекрывает выходное отверстие. Чтобы воздухоотводчик работал исправно, периодически проверяют чистоту иглы и годность уплотнительного кольца к дальнейшей эксплуатации.
Потребность в сепараторах возникает при эксплуатации систем отопления больших размеров, где ручной сброс проблематичен. Сепаратор справляется с удалением воздуха, растворенного в воде. Он преобразует воздух в пузыри и выводит их из системы. Параллельно сепаратор (зависит от модели) может улавливать примеси, которые присутствуют в теплоносителе (шлам).
Все воздухоотводчики монтируются в критических точках – на перегибах труб и в верхних точках контура.
Содержание
Воздушные пробки в трубопроводе и радиаторах отопления нарушают нормальную работу системы и снижают ее теплоэффективность. Удаление воздуха из системы отопления помогает исправить ситуацию. К экстренным мерам придется прибегать заметно реже, если грамотно спроектировать и смонтировать автономную систему, предусмотрев установку воздухоотводчиков во всех проблемных местах.
Подготовка системы отопления
Готовая система отопления закрытого типа герметична, но это не гарантирует отсутствия воздушных пузырей. Откуда берется газ в трубах и радиаторах?
Воздух в системе отопления появляется по следующим причинам :
Отдельно стоит рассмотреть газообразование в алюминиевых радиаторах. При контакте металла со слабощелочным теплоносителем выделяется водород, который скапливается в самой верхней точке отопительного прибора. Если радиатор не снабдить воздухоотводчиком, со временем газовая пробка не даст теплоносителю свободно проходить по внутренним каналам отопительного прибора.
Если котельный агрегат работает исправно, температура теплоносителя на подаче соответствует норме, а батарея при этом не справляется с нагревом помещения, проверьте в системе отопления наличие воздуха. Воздушные пробки в радиаторах - частое явление, на их наличие указывает неравномерность нагрева прибора, когда верхняя часть остается холодной. Завоздушенность батареи в первое время незначительно снижает ее теплоотдачу, но если проблему вовремя не решить, скопившийся газ перекроет путь теплоносителю и помещение не получит полноценного обогрева.
Пузыри воздуха мешают свободному движению теплоносителя из-за сужения канала, и это провоцирует появление специфических звуковых эффектов. К признакам возникновения пробки относится шум в трубах, клокотание, бурление. В сложных случаях добавляется и вибрация труб.
Небольшие пузырьки воздуха, которые еще не сформировали пробку, но уже активно выделяются из теплоносителя, превращают его в водовоздушную смесь. Она опасна для циркуляционного насоса, не приспособленного перекачивать газ. На валу насосного агрегата установлены подшипники скольжения, которые должны располагаться в жидкой среде. Высокое содержание воздуха в теплоносителе приводит к преждевременному износу элементов из-за эффекта сухого трения.
Если не стравить воздух из системы отопления, его избыток в теплоносителе может привести к остановке или поломке циркуляционного насоса . Это опасно для твердотопливных котлов, не оснащенных автоматикой: когда циркуляция остановится, в водяную рубашку котла перестанет поступать охлажденный теплоноситель. Перегрев и вскипание жидкости в замкнутом пространстве грозит взрывом, если не сработает группа безопасности.
Зная, как удалить воздух из системы отопления, можно справиться с воздушными линзами в радиаторах, выполненных из материалов, склонного к коррозии и зарастанию. В воздухе содержится углекислый газ и кислород, и они способствуют процессу распада солей кальция и магния, которые растворены в воде. Реакция протекает с выделением углекислоты. Под воздействием высоких температур гидрокарбонатные соединения формируют слой известкового налета, а углекислота способствует коррозии металлических поверхностей. В результате батарея быстрее выходит из строя.
Чтобы исключить неприятные последствия, запустив систему отопления дома после летнего перерыва, следует проверить ее на наличие воздушных пробок. Если она завоздушена, оперативно примите меры по устранению проблемы.
Чтобы в индивидуальной отопительной системе воздух не скапливался на проблемных участках, а выходил наружу, необходимо:
Рассмотрим, как выгнать воздух из системы отопления с естественной циркуляцией и верхней разводкой . При обустройстве трубопровода важно соблюсти такой угол наклона, при котором воздушные пузырьки свободно перемещаются вверх, в самую высокую точку контура, не скапливаясь на поворотах и пологих участках. В самой верхней точке такой системы должен быть установлен расширительный бак открытого типа, через который пузыри воздуха попадают в атмосферу.
Чтобы стравливать воздух из системы с принудительным движением теплоносителя или гравитационной системы с нижней разводкой, используется иной принцип . Под уклоном монтируются обратные трубопроводы (это упрощает слив жидкости из системы), а в верхней точке всех отдельных контуров ставят автоматические клапаны, через которые воздух сбрасывается по мере накопления.
Помимо автоматических воздухоотводчиков в системе задействуются и ручные краны Маевского. Такие воздухоотводчики монтируются на радиаторы отопления – на верхний патрубок с противоположной стороны от трубы, подающей нагретый теплоноситель. Чтобы воздух попадал в клапан, а не скапливался в верхнем коллекторе радиатора, прибор отопления рекомендуется устанавливать под небольшим углом. Сброс воздуха выполняется вручную по мере необходимости.
В идеале система самостоятельно справляется с завоздушиванием благодаря автоматическим клапанам, через которые стравливается воздух. Обнаружив, что отдельный прибор отопления или часть контура не работают должным образом, необходимо найти место, где образовалось скопление воздуха.
Потрогайте радиатор - если его верхняя часть холоднее нижней, значит, туда не поступает теплоноситель . Чтобы выпустить воздух, откройте кран Маевского, установленный на стальном, алюминиевом или биметаллическом радиаторе, либо вентильный кран, который монтируют на чугунные батареи.
Определить место завоздушивания можно и по звуку - в нормальных условиях теплоноситель движется практически бесшумно, постороннее бульканье и звуки перелива возникают из-за препятствия в потоке .
Металлические трубы и приборы отопления простукивают легкими ударами - в местах скопления воздуха звук заметно звонче.
При наличии ручных воздухоотводчиков на радиаторах, проблем с тем, как убрать воздух из батарей, не возникает. При помощи отвертки или штатного ключа немного вывинчивается шток крана Маевского, при этом под сливное отверстие подставляется подходящая емкость (достаточно полулитровой стеклянной банки). Спуск воздуха из системы отопления с помощью ручного воздухоотводчика сопровождается шипением и свистом, затем появляются брызги, после чего теплоноситель начинает течь тоненькой струйкой. На этом этапе кран Маевского следует закрыть.
Обратите внимание! Если батарея продолжает плохо греть после развоздушивания, проблема может крыться в засоре. В этом случае прибор отопления демонтируют и промывают. После установки радиатора на место заново, проверьте систему на наличие воздушных пробок.
Чтобы удалить воздушную пробку из системы отопления, если она скопилась в стороне от воздухоотводчика (ручного или автоматического), поступают следующим образом :
Что делать в сложных случаях, когда пробку не убирает добавление объема теплоносителя? В такой ситуации помимо увеличения количества теплоносителя требуется добавить давления, нагрев жидкость до критических температур. Следует действовать предельно аккуратно, чтобы не ошпариться брызгами, сопровождающими сброс воздуха через автоматический клапан.
Важно! Если пробка систематически формируется на одном и том же участке трубопровода, врежьте в этом месте тройник и установите автоматический клапан.
Приобретая отопительное оборудование, обратите внимание на качество и надежность автоматических воздухоотводчиков - они должны исправно функционировать, чтобы браться за ликвидацию воздушных пробок приходилось только после слива и заполнения контура теплоносителем. Если знать, как спустить воздух с системы отопления, процедура не доставит особых хлопот.
Начнем с самых простых случаев завоздушивания, когда самим жильцам делать ничего не нужно, а остается только звонить «куда следует». Также рассмотрим случаи, в которых воздух в системе отопления проще и дешевле удалить самостоятельно. Но главное – как не допускать завоздушивания, какие меры в период монтажа отопления можно принять, чтобы воздушные пробки не возникали вовсе.
Неправильно полагать, что попадание воздуха в трубы – только результат ошибки в монтаже, при заливке теплоносителя и т.п. Воздух находится в системе отопления всегда, так как он растворен в самом теплоносителе (в воде). При перепадах давления и температуры, он выделяется в виде маленьких пузырьков, и скапливается в самых верхних точках.
Особую опасность может представлять теплообменних котла, находящийся почему-либо выше чем прилегающие к нему трубы. Скопление воздуха в таком случае грозит разрушением.
В других системах могут быть какие-то П-образные участки трубопровода, которые так легко завоздушиваются.
Также радиаторы – типичное место скопления воздуха при различных схемах их подключения.
В квартире можно обнаружить, что стояк с подключенным к нему радиатором холодный или прохладней чем другие. Виной может быть и слесарская регулировка распределения по стоякам. Но чаще – воздушная пробка, в самом стояке.
Типичная схема в стояках – выпускной кран на самом верхнем этаже. Многие жильцы знают, что в случае, если стояк завоздушен, нужно обратится к соседу, чтобы он спустил воздух вручную.
Или другой основной вариант, когда имеется один или несколько холодных стояков, — звонить диспетчеру ЖЭКа. Как правило, слесаря точно знают, что делать и проблема решается….
Но если в квартире или в доме оказывается прохладным один радиатор, а стояк (магистраль) горячий. Или холодной может быть только часть батареи, — в этом случае причиной всему воздушное скопление в самом этом отопительном приборе.
В отдельных случаях часть батареи может быть холодной из-за неправильного подключения, засорения отопительного прибора, или небольшой подачи теплоносителя. Но такие нарушения носят постоянный характер, и распознаются жильцами. Чаще же причиной холодного радиатора является воздух в его верхней части.
Современные радиаторы снабжаются кранами Маевского, предназначенными для спуска воздуха. Чтобы устранить завоздушивание достаточно открыть этот кран, спустить воздух, пока не пойдет устойчивая струйка теплоносителя.
Если радиатор не снабжена таким ручным воздухоотводчиком, то его придется установить самостоятельно, или вызывать слесаря, чтобы он решил проблему воздушной пробки в этой батарее.
В частных домах владельцам приходится знакомится со схемой отопления, чтобы контролировать завоздушенность системы. В высшей точке схемы частного дома должен быть установлен воздухоотводчик – сепаратор.
Не редко, когда высшей точкой является автоматизированный котел, который всегда снабжается этим устройством, поэтому жильцы с проблемой спуска воздуха со всей системы не сталкиваются, все происходит без них.
Но если котел твердотопливный, то высшей точкой в грамотно сделанной системе является группа безопасности, которая устанавливается на подаче из котла. В эту группу всегда входит автоматический воздухоотводчик.
Такие же приборы устанавливаются обычно на П-образных обводах труб, если такие были сделаны.
Если же главного воздухоотводчика в системе почему-то не нашлось, а она воздушится, то остается только обратится к монтажникам за разъяснениями и устранением.
В разветвленных системах с большой массой теплоносителя целесообразней установить в верхней точке труб сепаратор. Он похож на автоматический воздухоотводчик, но действует эффективней. Результат достигается за счет перепадов давления в самом приборе, в результате чего происходит усиленное выделение воздуха.
Установка сепаратора нормализует работу котла, насосов, устраняет шум при работе системы. Ведь воздушные пробки, пузырьки весьма значительно вредят металлическим деталям, движущимся в воде.
Наряду с установкой воздухоотводчиков и сепаратора, важно сделать грамотный монтаж схемы, правильную разводку, без перепадов уклонов труб, а с односторонним плавным понижением.
Известные производители гидравлического оборудования для бытовых и производственных нужд выпускают и воздушные сепараторы для отопления. Как правило в основе – мелкосеточный материал большой площади, через который фильтруется теплоноситель. При перепадах давления, которые сопутствуют такому движению жидкости и происходит выделение маленьких пузырьков воздуха. Они успевают подняться вверх, так как скорость движения жидкости в большом сечении замедленная, и попадают в воздушную камеру. Которую в верхней части украшает воздушный клапан.
Типичная конструкция сепаратора — представлен Reflex Exair (Германия).
Устройство устанавливается непосредственно на выходном патрубке из котла, но после смесительного байпаса (если такой имеется), т.е. фактически на входе в систему отопления.
Правильное применение воздухоотводчиков (автоматических и ручных), а также включение в схему сепаратора воздуха, позволит создать надежно работающую систему отопления.