Музыка с собой. Как устроена портативная колонка и зачем она нужна? Нехитрые параметры выбора колонок в машину, чтобы акустические системы звучали Виды колонок музыкальных

05.02.2024 Проекты

Посвященном акустике помещения мы выяснили, что любая комната - своего рода резонатор, драматически влияющий на характер звучания системы. Теперь пришла пора поговорить непосредственно об источниках этого самого звучания, то есть об акустических системах.

Чтобы как следует разобраться в процессах, происходящих в ящике, на стенке которого смонтирован один или несколько динамиков, нужно вдумчиво прочитать пару-тройку книжек, в каждой из которых формул больше, чем во всем школьном курсе физики. Я забираться в такие дебри не буду, так что не стоит данный материал как исчерпывающий анализ или руководство по постройке аудиофильских колонок. Однако очень надеюсь, что он поможет начинающим меломанам (да и некоторым хроническим тоже) как следует сориентироваться в разнообразии акустических решений, каждое из которых его разработчики, разумеется, называют единственно правильным.

Некоторое время после изобретения в 1924 году электродинамического излучателя с коническим диффузором (окей, просто динамика), его деревянное обрамление исполняло в первую очередь декоративные и защитные функции. Оно и понятно - после долгих лет прослушивания пластинок через слюдяные мембраны и раструбы граммофонов, саунд нового устройства и безо всякой акустической доработки казался просто апофеозом благозвучия.

Мембраны граммофонов изготавливались чаще всего из алюминия или слюды

Однако технологии записи быстро совершенствовались и стало понятно, что более-менее правдоподобно воспроизвести слышимый диапазон динамиком, просто закрепленном на некой подставке, крайне проблематично. Дело в том, что предоставленная сама себе динамическая головка находится в состоянии акустического короткого замыкания. То есть волны от фронтальной и тыловой поверхностей диффузора, излучаемые, понятное дело, в противофазе, беспрепятственно накладываются друг на друга, что самым печальным образом отражается на эффективности работы, и в первую очередь на передаче басов.

Кстати, в процессе данного рассказа я буду чаще всего рассуждать именно о низких частотах, так как их воспроизведение - ключевой момент в работе любого корпуса АС. ВЧ-драйверы в силу малой длины излучаемых волн во взаимодействии с внутренним объемом колонки вообще не нуждаются, и чаще всего полностью от него изолированы.

Душа нараспашку

Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового - смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.


PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях

Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.

Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.


При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами

Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) - в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.

Кстати, частный случай открытых систем - акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.

Открытое оформление

Плюсы: Высококлассные открытые колонки - отличный способ получить реальный кайф от прослушивания пуристских ламповых однотактников.

Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.

Запертый в ящике

С ростом мощности и улучшением параметров усилителей сверхвысокая чувствительность акустики перестала быть главным камнем преткновения, а вот проблемы неравномерности АЧХ, и в особенности правильного воспроизведения басов, стали еще более актуальными.

Гигантский шаг к прогрессу в данном направлении сделал в 1954 году американский инженер Эдгар Вильчур. Он запатентовал акустическую систему закрытого типа, и это был отнюдь не трюк в стиле нынешних патентных троллей.


Патентная заявка Эдгара Вильчура на АС в закрытом оформлении

К тому моменту уже был изобретен фазоинвертор и, понятное дело, к ящику с дном динамик тоже примеряли неоднократно, только вот ничего хорошего из этого не получалось. Из-за упругости замкнутого объема воздуха приходилось или терять существенную часть энергии диффузора, или делать корпус непомерно большим, чтобы снизить градиент давления. Вильчур же решил обратить зло во благо. Он сильно понизил упругость подвеса, переложив таким образом контроль за движением диффузора на объем воздуха - пружину куда более линейную и стабильную, чем гофр или резиновое кольцо.


В закрытом ящике движения диффузора контролируются воздухом - в отличие от бумаги или резины он не стареет и не изнашивается

Так удалось не только полностью избавиться от акустического короткого замыкания и поднять отдачу на низких частотах, но и ощутимо сгладить АЧХ на всем ее протяжении. Однако обнаружился и минорный момент. Выяснилось, что демпфирование замкнутым объемом воздуха приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы и резкому ухудшению воспроизведения частот ниже данного порога. Для борьбы с такой неприятностью пришлось увеличивать массу диффузора, что логичным образом привело к снижению чувствительности. Плюс поглощение внутри «черного ящика» чуть ли не половины акустической энергии, не могло не внести вклада в снижение звукового давления. Одним словом, новому типу колонок потребовались усилители довольно серьезной мощности. К счастью, на тот момент они уже существовали.


Сабвуфер SVS SB13-Ultra с закрытым акустическим оформлением

Сегодня закрытое оформление применяется по большей части в сабвуферах, особенно в тех, что претендуют на серьезное музыкальное исполнительство. Дело в том, что для домашних кинотеатров энергичная отработка самых низких басов часто оказывается важнее динамической и фазовой точности на всем протяжении НЧ-диапазона. А вот объединив относительно компактный закрытый саб с приличными сателлитами, можно добиться куда более правильного звука - пускай и не наполненного сверхглубокими басами, зато крайне быстрого, собранного и четкого. Всё вышесказанное можно отнести и на счет полнодиапазонных колонок, «закрытые» модели которых изредка появляются на рынке.

Закрытый ящик

Плюсы: Образцовая скорость атаки и разрешение в низкочастотном диапазоне. Относительная компактность конструкции.

Минусы: Требуется достаточно мощный усилитель. Сверхглубоких басов на грани инфразвука добиться весьма затруднительно.

Дело - труба

Еще одним способом обуздания противофазного тылового излучения стал фазоинвертор, по-русски буквально «разворачиватель фазы». Чаще всего он представляет собой полую трубку, смонтированную на передней или задней поверхности корпуса. Принцип работы понятен из названия и незамысловат: раз избавляться от излучения обратной стороны диффузора трудно и нерационально, значит нужно синхронизировать его по фазе с фронтальными волнами и использовать на благо слушателей.


Амплитуда и фаза движения воздуха в фазоинверторе меняются в зависимости от частоты колебаний диффузора

По сути труба с воздухом является самостоятельной колебательной системой, получающей импульс от движения воздуха внутри корпуса. Обладая совершенно определенной частотой резонанса, фазоинвертор работает тем эффективнее, чем ближе колебания диффузора к частоте его настройки. Звуковые волны более высоких частот сдвинуть с места воздух в трубе просто не успевают, а более низкие хотя и успевают, но чем они ниже, тем сильнее смещается фаза излучения фазоинвертора, и, соответственно, его эффективность. Когда поворот фазы достигает 180 градусов, тоннель начинает откровенно и весьма эффективно глушить звук басового драйвера. Именно этим объясняется очень крутое падение звукового давления АС ниже частоты настройки фазоинвертора - 24 дБ/окт.


В борьбе с турбулентными призвуками конструкторы фазоинверторов постоянно экспериментируют

У закрытого ящика, между прочим, на частотах ниже резонансной спад АЧХ куда более плавный - 12 дБ/окт. Однако в отличие от глухой коробки, коробка с трубой в боковой стенке не заставляет конструкторов идти на любые хитрости ради максимального снижения резонансной частоты самого динамика, что довольно хлопотно и дорого. Тоннель фазоинвертора настроить куда проще - достаточно подобрать ее внутренний объем. Это, правда, в теории. На практике, как всегда, начинаются непредвиденные сложности, например, на больших уровнях громкости воздух на выходе из отверстия может шуметь почти как ветер в печном дымоходе. К тому же инертность системы частенько становится причиной падения скорости атаки и ухудшения артикуляции на басах. Одним словом, простор для экспериментов и оптимизации перед конструкторами фазоинверторных систем открывается просто невероятный.

Фазоинвертор

Плюсы: Энергичная отдача на НЧ, возможность воспроизведения самых глубоких басов, относительная простота и дешевизна изготовления (при изрядной сложности расчета).

Минусы: В большинстве реализаций проигрывает закрытому ящику в скорости атаки и четкости артикуляции.

Обойдемся без катушки

Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.


Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой

Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.


Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол

Еще один плюс - с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы - к ней попросту подклеивают грузик.

Пассивный излучатель

Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.

Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.

Выход из лабиринта

Акустика, вооруженная фазоинверторами и пассивными излучателями, воспроизводит глубокие басы благодаря резонаторам, работающим при посредничестве воздуха внутри АС. Однако кто сказал, что объем колонки не может играть роль низкочастотного излучателя сам по себе? Конечно может, и соответствующая конструкция называется акустический лабиринт. По сути, она представляет собой волновод, протяженностью в половину или четверть длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы. Иными словами конструкция настраивается по нижней границе частотного диапазона АС. Конечно использовать волновод полной длины волны было бы еще эффективнее, но тогда для частоты, скажем, 30 Гц, его пришлось бы делать 11-метровым.


Акустический лабиринт - любимая конструкция акустиков-самодельщиков. Но при желании корпуса самой хитрой формы можно заказать и в готовом виде

Чтобы в колонке разумных размеров уместить даже вдвое более компактную конструкцию, в корпусе устанавливают перегородки, формирующие максимально компактный изогнутый волновод, поперечным сечением примерно равным площади диффузора.

От фазоинвертора лабиринт отличается в первую очередь менее «резонансным» (то есть не акцентированным на определенной частоте) звучанием. Относительно низкая скорость и ламинарность движения воздуха в широком волноводе препятствует возникновению турбулентности, порождающей, как мы помним, нежелательные призвуки. Кроме того, в данном случае драйвер свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, ведь его тыловое излучение не встречает практически никаких препятствий.


Схема для расчета корпуса на dbdynamixaudio.com

Бытует мнение, что акустические лабиринты создают меньше проблем со стоячими волнами в комнате. Однако при малейших просчетах в разработке или изготовлении, стоячие волны могут возникнуть в самом волноводе, который, в отличие от фазоинвертора, имеет куда более сложную структуру резонансов.

Вообще надо сказать, что грамотный расчет и точная настройка акустического лабиринта - процессы весьма непростые и трудоемкие. Именно по этой причине данный тип корпуса встречается нечасто, и только в АС очень серьезного ценового уровня.

Акустический лабиринт

Плюсы: Не только хорошая отдача, но и высокая тональная точность басов.

Минусы: Нешуточные размеры, очень высокая сложность (читай - стоимость) создания правильно работающей конструкции.

Эй, на пароме!

Рупор - самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.


Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м

Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же - рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста - его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия - уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.

Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.


Системы Realhorns - особая акустика для особых случаев

Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.

Рупор

Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.

Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.

Круги на воде

Именно такой аналогией проще всего описать характер излучения контрапертурных акустических систем, впервые разработанных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Принцип работы нетривиален: пара одинаковых динамиков смонтирована так, что их диффузоры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости и двигаются симметрично, то сжимая, то разжимая воздушную прослойку. В результате создаются кольцевые воздушные волны, равномерно расходящиеся во все стороны. Причем характеристики этих волн в процессе их распространения искажаются минимально, а их энергия затухает медленно - пропорционально расстоянию, а не его квадрату, как в случае обычных АС.


Duevel Sirius сочетает элементы рупорной и контрапертурной конструкций

Помимо дальнобойности и круговой направленности, контрапертурные системы интересны на удивление широкой вертикальной дисперсией (порядка 30 градусов против стандартных 4-8 гр.), а также отсутствием доплеровского эффекта. Для динамиков он проявляется в биениях сигнала, вызванных постоянным изменением расстояния от источника звука до слушателя из-за колебаний диффузора. Правда, реальная слышимость данных искажений до сих пор вызывает много споров.

Взаимное проникновение концентрических звуковых полей правой и левой колонок создают весьма обширную и равномерную зону объемного восприятия, то есть по сути вопрос точного позиционирования АС относительно слушателя становится не актуален.


Итальяно-российская контрапертурная акустика Bolzano Villetri

Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.

Контрапертура

Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.

Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.

И другие...

Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта - трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы...


Nautilus от Bowers & Wilkins - одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления - нагрузочные трубы

Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.

Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", июнь 2016 г.

Качество звучания колонок во многом зависит от их устройства и конструктивного оформления. Поэтому вна-чале рассмотрим основные типы колонок, широко приме-няемые в современных электроакустических устройствах. Прежде всего отметим, что колонки делятся по типу ящика на несколько типов:

  • обычные, в ящике прямоугольной формы (в виде параллелепипеда);
  • в ящике с сечением в виде трапеции или треуголь-ника (в общем, с непараллельными стенками);
  • в шарообразном или эллипсоидном корпусе.

Обычный ящик в виде параллелограмма с прямыми углами — самый распространенный и дешевый вид акустического оформления колонок. Главный его недо-статок заключается в заметном проявлении собственных резонансных явлений, создающих неравномерность АЧХ и ФЧХ колонки в области низких частот и ухудшающих качество воспроизведения звуков в этой полосе. Для борьбы с резонансами применяются толстые стенки и специальные сорта дерева, что резко повышает стоимость колонок. Неко-торые фирмы делают ящики из прес-сованной мраморной крошки, толстой фанеры с битумным покрытием и т. д. С этой же целью стенки колонки из-нутри обклеиваются звукопоглоща-ющими материалами - пористой ре-зиной, поролоном, стекловатой и т. д. Места стыка досок обмазываются спе-циальными материалами — неплохие результаты дает даже детский пласти-лин.

Весьма неприятным явлением ока-зывается возникновение в ящике сто-ячих волн, при которых максимумы и минимумы амплитуды колебаний как бы застывают в пространстве. Любой предмет в корпусе (вплоть до проводника, идущего к динамику), по-падая в пучность волн, может испыты-вать сильные колебания и приводить к возникновению громких лишних зву-ков. Но, прежде всего, колеблется сам корпус колонки и его части — передняя и задняя панели, боковые крышки. Для подавления стоячих волн также полезно применение звукопоглощающих покрытий и выбор рациональной формы ящика. Обычные прямоугольные корпуса в этом смысле отнюдь не самые лучшие.

Стоячие волны могут образоваться не только в объеме ящика, но и в диффузоре динамика. Для их подавления приходится тщательно подбирать материалы для диффузо-ра. К примеру, фирма B&W(Великобритания) использует для этого специальный волокнистый материал — кевлар, имеющий поперечные и продольные волокна, сплетенные подобно соломинкам корзинки. В диффузорах из кевлара стоячие волны не образуются, поскольку трение в волокнах эффективно их демпфирует.

Некоторые разработчики выпускают широкополос-ные звуковые агрегаты, у которых один-два высокочастотных динамика размещаются внутри массивного диф-фузора НЧ-динамика (коаксиальное расположение). Это исключает акустическое взаимодействие не соосных ко-нусов излучения и при выравнивании начальных фаз колебаний излучателей существенно повышает про-странственную чистоту звучания. Но такая конструкция может увеличить влияние модуляционных и интермоду-ляционных искажений. Часто такие колонки применя-ются для озвучивания салонов автомобилей, где Hi-Fiи даже High-Endкачеству звуковоспроизведения уделяют большое внимание.

Пластмассовые корпуса пока применяются лишь в дешевых колонках, не претендующих на класс Hi-Fi. Хотя нет никаких научных оснований считать, что специаль-ные сорта пластмассы будут хуже дерева, меломаны утверж-дают, что только от деревянных колонок можно получить «живое» воспроизведение звуков скрипки Страдивари, мягкие и сочные басы контрабаса и резкие, но без каких-либо примесей звуки ударных инструментов. Возможно, это и верно - дерево веками использовалось для корпусов многих музыкальных инструментов. Упругость воздушной массы в корпусе малых размеров ведет к заметному увеличению резонансной частоты НЧ-динамиков, которую получить малой и без этого трудно. Заполнение ящика звукопогло-щающими материалами (и шипами) эквивалентно увеличению его объема до 30 процентов. Важное значение имеет дно ящика или специальная Подставка под него. Ящик мощной акустической системы заметно колеблется, и передача этих колебаний полу может резкоизменить звучание низких частот. Еще хуже, если он создаст слышимое дребезжание — что не редкость. Поэтому дно ящика колонки должно быть массивным и иметь специальные звукопоглощающие стойки. Существует масса специальных подставок под акустические системы — в том числе и приподнимающие их до высоты человеческого роста — желательно расположение колонок на уровне ушей.

Разобравшись с формой ящика, отметим, что колонкиделятся еще на два типа:

  • с закрытым наглухо корпусом;
  • с корпусом, имеющим отверстия фазоинверторов.

Корпус закрытого типа полностью поглощает акустическое короткое замыкание. Но, увы, в нем проявляется другой фактор, ограничивающий воспроиз-ведение низких частот, - упругость и резонанс внутреннегообъема воздуха. Из-за упругости внутреннего объема воздуха резонансная частота динамика в таком корпусе обычно заметно возрастает. Имеет значение и нагрев воздуха в моменты сжатия и изменение его акустических параметров, что создает дополнительные нелинейные искажения. Корпус должен быть прочным и иметь доста-точно толстые стенки.

В итоге, как ни крутись, а для воспроизведения частот ниже 50-60 Гц все равно нужны корпус большого размера и динамики с низкой резонансной частотой (до 25—40 Гц). Для подавления резонанса внутреннего объема корпуса и не менее вредных отражений волн от стенок ящика ис-пользуется заполнение корпуса звукопоглощающим мате-риалом - нередко внутри таких корпусов можно встретить «подушки» со стекловатой или поролоном.

Оптимальной формой ящика является шар или эл-липсоид. Однако изготовление деревянных ящиков такой формы слишком сложно и дорого. Дорого обходится и прессовка таких ящиков из волоконных материалов. Мно-гие фирмы время от времени выпускают колонки шаро-образной формы, но с литыми пластмассовыми ящиками. Скорее, это дань их необычному виду, чем улучшенному качеству звучания, — пока, помимо дерева, деревоплиты или прессованной под большим давлением фанеры, до-стойных и доступных материалов для ящика звуковых колонок нет.

Большое распространение получили колонки с акус-тическим фазоинвертором для улучшения воспроизведе-ния басов (BassReflect). Он создается отверстием в корпу-се и трубой определенного сечения и длины. Фазоинвертор выводит звуковые колебания низких час-тот, излучаемые задней стороной диффузора динамика, наружу с изменением их фазы на противоположную. В результате звуковые колебания от передней и задней стороны диффузора складываются и отдача колонки в области нижних частот заметно возрастает. Особенно хорошие результаты получаются, когда пик отдачи прихо-дится на область частот несколько более низких, чем резонансная частота динамика — это ведет к заметному выравниванию АЧХ в области низких частот. Точная регулировка АЧХ в этой области достигается изменением длины трубки фазоинвертора — удвоенная длина трубы фазоинвертора равна длине волны резонансной частоты.

Фазоинвертор чаще всего бывает один, реже применяют два фазоинвертора. Отверстия фазоинвертора могут быть выведены как на переднюю, так и на заднюю сторону колонки. В трубе фазоинвер-тора цилиндрической или квадратной формы часто возникают отражения и стоячие волны, что ухудшает воспро-изведение ударных звуков. Хорошие результаты дает выполнение трубы с плавным (например, гиперболичес-ким) изменением сечения с его овальной формой. Это улучшает эстетический вид колонок и позволяет получить меньшую нижнюю граничную частоту, чем при обычном фазоинверторе. Впрочем, от самого вида отверстия фазоинвертора качество звучания на низких частотах зависит не слишком сильно - поэтому во многих даже высококачественных колонках отверстие фазоинвертора выглядит просто как круглая дыра. Для подавления отражений и резонансов трубы можно закрыть отверстие тканью. Но это делается редко — воздушный поток у выхода фазоинвертора на-столько силен, что ткань может колыхаться, как парус на ветру, что может создать лишние призвуки. По этой причине многие фирмы делают трубу фазоинвертора с плавными обводами.

Примером колонок с корпусом открытого типа могут служить звуковые колонки SB-M20 японской фирмы Technics, показанные. Отверстие фазоинвертора у них находится сзади корпуса. Отличительная черта этих колонок — применение ВЧ-динамика со слюдяным диф-фузором, расширяющего частотный диапазон воспроизво-димых частот до 45 кГц. Номинальная и максимальная мощности этих колонок 50 и 100 Вт, частота разделения фильтра 2,5 кГц, чувствительность 87 дБ/Вт/м, сопротив-ление 6 Ом, габариты 202x324x234 мм и масса 6 кг. В колонках использован НЧ-динамик с диаметром 14 см и ВЧ-динамик с диаметром диффузора 2,5 см. Специальная форма керна магнитной системы обеспечивает равномер-ность магнитного поля на всем пространстве движения катушки, что снижает нелинейные искажения на низких частотах, где амплитуда колебаний катушки велика.

Один из способов уменьшения размеров колонок — введение в них звукового лабиринта. Он создается с помощью многочисленных перегородок внутри корпуса. Хотя лабиринт может заметно повысить уро-вень воспроизведения нижних частот, он заметно услож-няет сборку и настройку звуковых колонок. А потому применяется редко. Роль лабиринта иногда выполняют и шипы, заполняющие пространство внутри колонок, — впрочем, чаще они используются в качестве поглоща-ющих звук материалов в колонках закрытого типа. Вообще говоря, споры о том, какие колонки (закры-тые или открытые с фазоинвертором) лучше, не утихают уже много лет. Закрытые колонки с высококачественны-ми звукопоглощающими материалами обеспечивают бо-лее равномерную АЧХ в области низких частот. Но при этом их отдача существенно падает и для раскачки таких колонок приходится использовать более мощные усили-тели. Колонки с фазоинвертором позволяют легче до-биться высокой отдачи на низких частотах, но им нередко присуще некоторое бубнение на этих частотах. В конеч-ном итоге качество звучания зависит прежде всего от размера ящика колонок и тщательности проработки их акустического оформления.

Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.

Контрапертура

Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.

Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.

И другие...

Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта - трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы...


Nautilus от Bowers & Wilkins - одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления - нагрузочные трубы

Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.

Выбрать колонки для компьютера легко, но если вы не хотите постоянно слышать звуки из ведра, то к этому вопросу нужно подойти с умом.

Для офисного компьютера (документы, интернет) хватит любых самых дешевых колонок, как говорится чтоб было (для сопровождения рабочего процесса) Но я все же рекомендую ограничиться брендами SVEN и Genius, так как у них даже недорогие модели имеют приемлемое качество.
Компьютерные колонки Genius SP-U120

Для мультимедийного компьютера (фильмы, простые игры) лучше взять колонки в деревянном корпусе бренда SVEN суммарной мощностью 10-20 Вт. Качество звука будет значительно выше.
Компьютерные колонки SVEN SPS-619

Для большого пространства или если вы любите мощный звук, лучше взять колонки помощнее (40-60 Вт).
Компьютерные колонки SVEN SPS-611S

Если вы любите музыку (особенно классику или рок), то более реалистичное звучание в среднем-высоком диапазоне и мягкие прозрачные басы вам обеспечат колонки Edifier или Microlab суммарной мощностью 40-60 Вт.
Компьютерные колонки Edifier R1100

Для игр можно взять акустическую систему SVEN 2.1 (с сабвуфером) суммарной мощностью 40-60 Вт, которая даст мощные драйвовые басы.
Компьютерные колонки SVEN SPS-820

Ну а для домашнего кинотеатра прекрасным выбором станет многоканальная система 5.1 производства Creative, Microlab, Logitech или Sven.
Компьютерные колонки Logitech Z506

Что же касается ноутбуков, то тут возможно несколько вариантов. Если вы планируете использовать колонки там, где есть розетка, то берите недорогие компьютерные колонки в пластиковом корпусе на 5-10 Вт производства SVEN или Genius. Если же вы хотите использовать колонки на природе или в других местах где нет розетки, то вам нужна мобильная акустика с питанием от USB суммарной мощностью 4-6 Вт. Рекомендуемые производители SVEN, Genius и Defender.
Компьютерные колонки SVEN 120

2. Назначение колонок

Офисные – недорогие стерео колонки (2.0), имеющие низкую громкость и качество звучания. Подходят прежде всего для воспроизведение звуков операционной системы, помогающих в повседневной работе. Иногда их можно использовать для просмотра видео в интернете или создания легкого музыкального фона.

Домашние – стерео колонки (2.0, 2.1) средней громкости и вполне приемлемого качества звучания. Являются универсальными и подходят для музыки, фильмов и игр.

Игровые – многоканальная аудиосистема (5.1) для создания объемного звучания, помогающего ориентироваться в играх их заядлым любителям.

Домашний кинотеатр – многоканальная аудиосистема (5.1, 7.1) для просмотра фильмов с многоканальным звуком. Может иметь несколько входов, благодаря чему к одной аудиосистеме можно одновременно подключить компьютер и видеоплеер.

Портативные – маленькие переносные стерео или моно колонки для ноутбуков и других мобильных устройств. Обычно имеют небольшую мощность и могут питаться от USB разъема ноутбука или встроенного аккумулятора.

3. Производители колонок

Качественные акустические системы для компьютеров в стиле хайтек производят: Creative и Logitech. Но они и самые дорогие.

Отдельно хочу отметить колонки фирмы Sven, которые обладают отличным соотношением цена/качество во всем ценовом диапазоне.

Так же сейчас популярен недорогой бренд Defender, но к выбору колонок этого производителя нужно подходить более тщательно, так как в их ассортименте есть как удачные модели, так и не очень.

Если вам нужны недорогие колонки для офисного компьютера, обратите внимание на бренды: Genius и Sven.

Качественные портативные колонки производят: BBK, Creative, HP, Jabra, JBL, Microlab, Logitech, Philips.

Из более дешевых торговых марок в сегменте портативных колонок можно рассматривать: A4Tech, Defender, Genius, Sven.

4. Гарантия

Колонки лучших брендов, как правило, имеют хорошее качество, редко выходят из строя и гарантия на них составляет 1-2 года в зависимости на сколько дорогой является модель. Колонки более дешевых брендов не отличаются таким хорошим качеством и чаще выходят из строя в течение первого года эксплуатации. Поэтому желательно, что бы гарантия на них была не менее года. На самые дешевые офисные колонки продавцы могут давать гарантию всего 3-6 месяцев.

5. Количество каналов

Количество каналов определяется количеством колонок в акустической системе. Офисные колонки обычно имеют 2 канала и соответствуют типу акустической системы 2.0.

Домашние колонки могут иметь 2 канала или 2 канала и сабвуфер, что соответствует типу акустической системы 2.1. Сабвуфером называется специальная колонка с динамиком большого диаметра для воспроизведения низких частот, что дает более мощные и глубокие басы.

Простейшая акустическая система для игр и домашнего кинотеатра имеет 5 каналов и сабвуфер, что соответствует типу акустической системы 5.1.

Учтите, что компьютер должен поддерживать требуемое количество каналов и иметь соответствующее количество аудио разъемов для подключения акустической системы. Если материнская плата имеет всего 3 гнезда 3,5 мм, то к ней можно подключить только акустическую систему 2.0 или 2.1. Если 5, 6 гнезд – акустическую систему от 2.0 до 7.1.

Так же материнская плата может иметь цифровой оптический выход, с помощью которого можно подключить хорошую аудиосистему, имеющую аналогичный вход, что удобно и обеспечит высокое качество звучания. Если ваша материнская плата не имеет достаточного количества аудио разъемов и цифрового аудио выхода, но вы все равно хотите подключить многоканальную систему 5.1 или 7.1, то придется докупить отдельную звуковую карту.

Портативные аудиосистемы могут иметь 2 или 1 колонку.

6. Электропитание

Офисные и домашние колонки, предназначенные для стационарных компьютеров, подключаются в розетку 220 В и потребляют мало электроэнергии. Многоканальные аудиосистемы могут потреблять больше энергии, в зависимости от суммарной мощности.

Портативные колонки, которые запитываются от USB порта ноутбука можно взять с собой на природу, где нет розетки. А колонки, имеющие собственный аккумулятор можно подключить к смартфону или MP3-плееру.

Так же в качестве портативных можно использовать обычные маленькие, но более мощные колоночки, которые подключаются в розетку 220 В. Это может быть полезным, например, для проведения аудио презентаций со своего ноутбука в аудиториях.

7. Мощность колонок

Акустическая система должна иметь достаточную мощность для обеспечения качественного звучания на средней и высокой громкости. Мощность акустической системы может указываться суммарно для всей системы (например, 20 Вт) или отдельно для каждой колонки (например, 2х10 Вт).

Офисные колонки имеют мощность 2-6 Вт на колонку. Мощности 2 Вт достаточно только для звуков операционной системы. Что бы колонки можно было использовать для музыки и фильмов желательно покупать колонки не менее 4 Вт. Колонки на 6 Вт можно будет использовать для проведения презентаций в небольшом кабинете или прослушивания музыки в шумной компании.

Домашние колонки должны иметь мощность 10-30 Вт на колонку. Тут все зависит от предпочтений. Если вы не любите громко включать музыку, то оптимально будет 10-15 Вт на колонку. Если любите громкий звук – 20-30 Вт. Большие мощности нужны только если вы хотите насолить соседям.

К игровым или колонкам для домашнего кинотеатра в принципе подходят те же требования по мощности, как и для домашних. Для многоканальной аудиосистемы (5.1, 7.1) учитывают обычно суммарную мощность. Суммарная мощность современных акустических систем формата 5.1 имеет довольно большой диапазон 50-500 Вт. Здесь опять все зависит от личных предпочтений и финансовых возможностей. Для не требовательных пользователей хватит системы 5.1 мощностью 75 Вт. Если вы любите громкий звук, то берите акустическую систему мощностью около 150 Вт. Акустика мощностью порядка 250 Вт будет стоить уже значительно дороже и подойдет для большого частного дома. А системой на 500 Вт можно убить слона…

Портативные колонки имеют мощность 0,5-4 Вт на колонку. Мощности 0,5-1 Вт на колонку слишком мало, так как звучать они будут не громче встроенных динамиков ноутбука. Если питание идет от USB рекомендую приобретать портативные колонки мощностью 2-3 Вт, если от розетки – 4-6 Вт на колонку.

8. Количество полос

Количество полос соответствует количеству динамиков в колонке. Если динамик один – система однополосная, если два – двухполосная, три – трехполосная.

Добавление дополнительных динамиков делается для разделения частотного диапазона между ними. Каждый динамик воспроизводит свой диапазон частот, что делает звучание более детальным и качественным. В первую очередь отделяют высокие частоты, для воспроизведения которых устанавливается маленький динамик. В трехполосной системе разделяют еще и средние частоты с низкими. Желательно, чтобы колонки имели не менее двух динамиков.

Фазоинвертор это специальная трубка в корпусе колонки, которая используется для усиления басов. Он может располагаться сзади или спереди.

Если вы любите мощные басы, то желательно, что бы колонки имели фазоинвертор.

Большинство колонок имеют декоративные панели с натянутой тканью или решеткой, которая защищает динамики. Но некоторые модели колонок не имеют таких панелей.

Желательно, чтобы панели были, так как динамики легко помять неосторожным касанием.

11. Элементы управления

На одной из колонок или сабвуфере может располагаться кнопка включения, регуляторы громкости, высоких и низких частот. Они могут находиться на передней, боковой или задней панели.

Удобнее когда элементы управления находятся спереди, но в принципе постоянно ими пользоваться необходимости нет, так как громкость можно регулировать в компьютере, на клавиатуре, с помощью пульта управления видеоплеера или самих колонок, который присутствует в большинстве моделей среднего и выше ценового диапазона. Кроме того, со временем эти регуляторы изнашиваются, поэтому не желательно интенсивно ими пользоваться.

С помощью беспроводных пультов управления обычно можно регулировать большее количество параметров, например, переключать входы с компьютера на телевизор и обратно. А к некоторым проводным пультам можно подключать наушники.

12. Разъемы

Акустическая система 2.0 имеет 1 миниджек 3,5 мм для подключения к компьютеру, система 2.1 – 2 таких штекера, система 5.1. – 3.

Для подключения к видеопроигрывателю многоканальная система может иметь разъемы типа RCA (тюльпан).

Так же система может иметь коаксиальный и оптический разъемы, с помощью которых можно подключить как компьютер, так и видеопроигрыватель, имеющие аналогичные разъемы.

Все колонки так же имеют разъемы и соответствующие кабели для соединения с усилителем, который встроен либо в одну из колонок (в системе 2.0), либо в сабвуфер (в системах 2.1, 5.1). Вместо тюльпанов для всех или некоторых соединений колонки могут иметь пружинные или винтовые разъемы, в которые провода вставляются напрямую.

Такой тип соединений имеет ряд преимуществ:

  • лучший контакт по сравнению с тюльпанами, которые могут ломаться
  • провод без штекера легче протягивать через различные проемы и отверстия
  • провод легко заменить на любой другой нужной длины

Современные многоканальные системы позволяют подключать к ним сразу несколько устройств. Продумайте заранее как и к каким устройствам вы будете подсоединять аудиосистему и какие разъемы для этого понадобятся. Например, видеопроигрыватель можно подключить цифровым оптическим кабелем, компьютер миниджеками, а телевизор тюльпанами или в любом другом порядке. На сайтах производителей часто можно найти инструкции с рекомендуемыми схемами подключения различных устройств. Так же можно проконсультироваться с продавцом или на форуме соответствующей тематики.

Кроме указанных разъемов на колонках может быть гнездо для подключения наушников, что весьма удобно и аудиовход к которому можно подключить, например, смартфон или MP3-плеер для проигрывания музыки без компьютера.

13. Длина проводов

Длина проводов, к сожалению, обычно не указывается в характеристиках колонок. Если колонки будут стоять далеко от системного блока или вы планируете разнести их по комнате, то попробуйте поискать эту информацию на сайте производителя, спросите у продавца или тех, кто уже приобрел такую же модель. Так же в этом случае лучше, если колонки соединяются проводами без разъемов или с очень популярными разъемами (миниджек или тюльпан), которые легко приобрести отдельно нужной длины.

14. Амплитудно-частотные характеристики

В параметрах колонок могут указываться такие характеристики как диапазон воспроизводимых частот, соотношение сигнал/шум и некоторые другие. Человеческое ухо способно улавливать частоты в диапазоне 20Гц-20кГц. Если нижнее значение выше (40-50 Гц), то теряются басы. Если верхнее значение ниже (15-18 кГц), то теряются высокие частоты. Если наоборот указывается более широкий диапазон, например 15-25000, то это всего лишь рекламный ход, так как эти частоты вы все равно не услышите. Однако параметры, указываемые производителями, далеко не всегда соответствуют действительности. Поэтому узнать действительные характеристики и оценить качество звучания можно только с помощью тестов, результаты которых можно найти в интернете по модели колонок. Это же относится и к другим параметрам, на которые я не рекомендую ориентироваться.

15. Система кодирования звука

Некоторые акустические системы поддерживают сертифицированные системы кодирования звука, такие как Dolby, DTS, THX. Если у вас есть домашний кинотеатр, к которому вы хотите подключить новую акустику, то поинтересуйтесь этой темой на соответствующих форумах.

16. Дополнительная функциональность

Некоторые акустические системы могут работать автономно как медиацентры. В них может быть разъем USB, кардридер, к которым можно подключать флешки, карты памяти и проигрывать с них музыку напрямую без использования компьютера. Некоторые модели имеют радио, будильник, информационный дисплей, что делает их значительно функциональнее.

Некоторые акустические системы и портативные колонки могут иметь Bluetooth, с помощью которого можно проигрывать музыку со смартфона без использования проводов, что иногда удобно.

17. Размер колонок

Внимательно отнеситесь к размеру колонок. По фотографии определить реальный размер практически невозможно и часто это несоответствие бывает огромным. Уточняйте размеры в характеристиках на сайте продавца или производителя. Возьмите линейку, представьте эти размеры и определите где и как будут стоять колонки, чтобы потом не было сюрприза.

Например, мои колонки имеют размер всего около 100×160×150 мм, благодаря чему они легко помещаются за монитором и не занимают лишнего места.

С другой стороны, чем больше размер — тем лучше звук.

18. Материал корпуса

Дешевые колонки обычно имеют пластиковый корпус. Такие колонки звучат хуже и могут дребезжать уже на средней громкости.

Дорогие колонки могут иметь корпус из дерева.

Компромиссным вариантом являются колонки в корпусе из МДФ, которые хорошо звучат, солидно выглядят, не дребезжат и при этом имеют небольшую стоимость.

Некоторые акустические системы в стиле хайтек могут иметь в комплекте небольшие колонки (сателлиты) в корпусе с применением металла. Выглядит это стильно и компактно, но имеет свою цену.

Оптимальными по соотношению цена/качество являются колонки из МДФ. Однако есть довольно приличные акустические системы, изготовленные из качественного пластика, но стоят они дороже.

19. Цвет колонок

Наиболее универсальными являются колонки черного или черно-серебристого цвета, так как они хорошо сочетаются с другими устройствами компьютера, современной бытовой техникой и интерьером.

Что касается колонок из МДФ, то кроме черного и серебристого они могут иметь цвет и текстуру, имитирующие различные виды дерева (дуб, бук, ясень и т.п.). На первый взгляд это может показаться интересным. Но дело в том, что сложно подобрать цвет, который будет сочетаться с вашим столом или мебелью, так как на картинке цвета сильно искажаются и часто из интернет-магазина могут приехать колонки совершенно другого оттенка.

Но самое главное, чтобы колонки вам нравились.

Портативные колонки могут иметь совершенно разные цвета и в принципе это не имеет большого значения, так как использоваться они будут в разной, часто веселой, обстановке. Поэтому выбирайте на свой вкус.

20. Цена

Здесь я приведу цены, ниже которых не должны стоить качественные колонки.

  • Офисные, портативные – 10$
  • Домашние 2.0 – 25$
  • Домашние 2.1 – 45$
  • Игровые 5.1 – 75$

21. Настройка фильтров в интернет-магазине

  1. Зайдите в раздел «Колонки» или «Акустика» на сайте продавца.
  2. Выберите рекомендуемых производителей.
  3. Тип колонок: стационарные или портативные.
  4. Количество каналов: 2.0, 2.1 или 5.1.
  5. Диапазон мощности.
  6. Другие важные для вас параметры и функции.
  7. Просматривайте позиции, начиная с более дешевых.
  8. Выберите несколько понравившихся по дизайну моделей и сравните их по размеру, количеству и типу разъемов, дополнительной функциональности.
  9. Покупайте лучшую по функциональности модель.

Таким образом, вы получите оптимальные по соотношению цена/качество колонки, удовлетворяющие вашим требованиям за минимально возможную стоимость.

Компьютерные колонки Edifier R1800TIII
Компьютерные колонки Edifier R1280T
Компьютерные колонки SVEN SPS-702

Портативная колонка может значительно усилить акустику смартфона, планшета или же сама стать устройством для воспроизведения аудиофайлов. Чтобы знать, как выбрать портативную колонку, которая будет удобна в использовании и при этом с хорошей акустикой необходимо решить, в каких условиях она будет использоваться.

Разные условия работы предъявляют к конструкции колонок особые требования, которые учитывают производители, выпуская модели для:

  • загородного отдыха на природе;
  • пеших путешествий;
  • поездок на велосипеде;
  • применения дома автономно или вместе с другой техникой.

Для отдыха на природе

Корпус такой портативной колонки должен быть прочным, противоударным с надежной защитой от сырости. Для ее работы необходим автономный источник питания, который обеспечит продолжительное проигрывание без подзарядки.

Чтобы воспроизведение было громким, четким и ритмичным с выраженными басами, лучше выбрать ту модель, в которой встроены несколько динамиков с объемным звучанием и сабвуфером.

Для пеших путешествий

Этот вариант предполагает малый вес и небольшие размеры, которые делают портативную колонку необременительной при длительных пеших прогулках. Она нуждается в защите от влаги, проникновения пыли или грязи. На корпусе должно быть предусмотрено надежное крепление для подвешивания на пояс.

Звучание такого гаджета может быть посредственным, но это закономерная плата за мобильность.

Для велосипедистов

Велосипедная портативная колонка должна иметь те же характеристики:

  • прочный противоударный корпус;
  • защита от дорожной пыли, влаги и грязи;
  • автономное питание для долгой работы;
  • хорошая громкость.

Основное отличие - надежное велокрепление, которое может обеспечить устойчивое положение аппарата на руле или другом элементе конструкции.

Для дома

В помещении колонки обычно нужны для усиления аудиохарактеристик телефона или других источников. В этом случае можно пренебречь весом и размерами, но она должна оставаться достаточно мобильной. Длительность автономной работы может быть более скромной.

Тщательное внимание стоит обратить на наличие подключения к внешним источникам питания и выбора разъемов для работы вместе с другими источниками звука. Здесь более требовательным будет отношение к качеству звучания.

Важные параметры

Различия в применении во многих случаях не принципиальны. Аппарат для отдыха на свежем воздухе при разумной регулировке громкости можно использовать дома. Динамик для пеших прогулок с таким же успехом можно применять, управляя велосипедом.

Поэтому выбирать стоит не только исходя из формальных критериев. Нужно также учитывать свои предпочтения и акустические свойства. Среди них:

  • выходная мощность;
  • формат;
  • количество полос;
  • сабвуфер;
  • частота воспроизведения.

Выходная мощность

Характеризует громкость звучания, измеряется в ваттах. Чем выше мощность, тем более громкой будет акустика. У маломощных моделей показатель составляет до 10 Вт. У самых мощных - около 100 Вт, что равносильно стационарным акустическим системам.

Формат

Этот показатель отвечает за особенности звучания. Колонки могут выпускаться в трех форматах:

  • 1.0 - монофоническая с малой выходной мощностью. При наличии двух динамиков оба издают одинаковый синхронный звук.
  • 2.0 - стереофоническая с большим уровнем мощности, а значит более громкая, которой характерен объемный звук.
  • 2.1 - самая мощная. Ее стереофонические характеристики усилены сабвуфером, который дополняет четкие верхние частоты с хорошо выраженным басом.

Количество полос

Колонку можно выбрать в зависимости от количества динамиков отвечающих за определенную полосу частотного диапазона. Они бывают:

  • однополосные - с универсальным динамиком для всех частот диапазона;
  • двухполосные - с двумя динамиками под высокие и низкие частоты;
  • трехполосные - с тремя динамиками для средних, высоких и низких частот.

Сабвуфер

Это динамик для усиления низких частот и повышения качества их воспроизведения. Сабвуфер дает насыщенный хорошо выраженный бас, улучшая общую гармонию звукопередачи.

Диапазон частот

Для воспроизведения естественного звука необходим широкий диапазон частот. У портативного многополосного гаджета максимальная частота находится в пределах от 10 до 55 кГц . Минимальная для низкочастотного динамика - от 20 до 500 Гц .

Дополнительные опции

Функционал портативного динамика гораздо шире, чем простое проигрывание звука. Обычно он оснащен множеством дополнительных функций, которые существенно повышают его потребительские характеристики:

  • эквалайзер;
  • тюнер;
  • спикерфон.

Эквалайзер

Его наличие позволяет улучшить звучание любой полосы в частотном диапазоне за счет регулировки тембра аудиосигнала. Благодаря эквалайзеру воспроизведение можно подстроить под индивидуальные вкусы и особенности помещения.

Тюнер

Часто в колонки встраивают радиотюнер. Обычно он работает только в FM-диапазоне, но этого достаточно, чтобы разнообразить прослушиваемую музыку.

Спикерфон

Для этой функции нужен микрофон и соединение со смартфоном, подключенное через Bluetooth или проводное. Так можно будет общаться с абонентом в голосовом режиме, не доставая телефон.

Питание

Лучше всего, когда доступны разные способы зарядки:

  • пальчиковые, мизинчиковые батарейки и аккумуляторы;
  • встроенные аккумуляторы, которые питаются от зарядного устройства в комплекте;
  • сетевой адаптер для запитывания от сети;
  • USB-разъем для зарядки от телефона, ноутбука или другого оборудования.

Источник энергии необходимо выбирать исходя из условий использования.

Для дома лучше предусмотреть наличие сетевого адаптера. Для велопрогулок подойдут встроенные аккумуляторы с меньшим, чем у батареек весом и большей емкостью. Для продолжительных путешествий , когда негде подзарядить блок питания, лучшим выбором будут батарейки.

Интерфейсы подключения

Динамики могут использоваться как самостоятельный источник звука, так и вместе с другими устройствами - от телефона через Bluetooth до персонального компьютера через USB. Аудиофайлы можно загружать с SD/MMC карт и флешек. Все это требует наличия разъемов для подключения.

Проводные соединения:

  1. RCA разъем или тюльпан - стандартный вариант позволяет подключаться к аудио и видео устройствам, например, к DVD-проигрывателю.
  2. Mini Jack обеспечит передачу данных с компьютера, плеера, смартфона, наушников и прочих устройств.
  3. USB-порт обеспечит работу с компьютером, загрузку аудиофайлов, подзарядку аккумулятора, подключение флешки.
  4. Слоты для включения SD и MMC карт.

Беспроводные соединения:

  1. Bluetooth соединение одно из самых распространенных подключений, которое обеспечит надежную передачу сигнала и информации с телефона или любого источника с Bluetooth портом. Очень удобна при таком соединении возможность поместить источник звука на значительном расстоянии от колонки (до 10 метров).
  2. Wi-Fi порт может быть полезен для подключения девайса от Apple.

Лучшие модели

Решая вопрос о том, какую колонку выбрать, лучше всего отталкиваться от практики применения. Для этого просмотрите таблицу, в которой представлены 4 колонки для разных условий. Также поможет изучение отзывов пользователей и предварительная проверка предполагаемой покупки в работе.

Наименование Divoom Voombox Outdoor Divoom Voombox Travel Divoom Airbeat-10 Divoom iTour-Boom
Назначение для отдыха на природе для
путешествий
для
велосипеда
для дома
Форм-фактор 900 гр.
прямоугольная
без внешних креплений
310 гр.
кольцо для крепления
зажим и присоска для крепления на велосипеде прямоугольный плоским низом для удобного размещения на столе
Корпус противоударный - -
Защита от влаги от пыли, влаги и грязи -
Звук эффект 360° радиус 10 м
мощность 15 Вт
хорошая громкость и чистота звучания во всем диапазоне
один широкополосный динамик с ровной и чистой игрой во всем диапазоне два динамика обеспечивают качественное стереозвучание
мощность 6 Вт
Питание 12 часов
USB порт для подзарядки
6 часов
USB порт для подзарядки
12 часов
USB порт для подзарядки

Также учитывайте соотношение цены с качеством. Не стоит сразу покупать самую дорогую колонку. Сначала изучите предложения и продумайте личные требования. Так выбор уменьшится до нескольких моделей, среди которых подобрать подходящую будет гораздо проще.